Любовь к родному краю, знание его – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны. даже удвоив, утроив число музейных работников, мы не сможем все сберечь, ничего не растерять. это по силам только армии энтузиастов-краеведов. краеведческие кружки могут стать маленькими культурными центрами в небольших городах и селах. их не заменить столичными театрами и музеями. краеведение принадлежит к комплексным наукам. по типу оно близко к , но обходится без оценок – она спокойнее, строже, беспристрастнее. краеведение оценивает значительность происшедших на той или иной территории событий, связанных с этой местностью, с жизнью людей, ее населяющих, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей. биолог, исследующий явления жизни, не вносит нового начала в сам объект исследования. и искусствоведение открывают что-то новое для читателей, зрителей, слушателей, но это новое, если оно, конечно, верно, не вносит в предмет ничего сверх замысла творца, автора. иное дело краеведение. оно придает местности, не имеющей «авторского происхождения» , , открывает в ее хотя бы и недавнем, что-то совершенно новое, ценное. когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, для нас этот дом уже наполняется духовным содержанием. преобразуется и город, чью мы познаем. природа плеса приобретает особую красоту от сознания, что именно ее изобразил левитан. мы по-особому ценим места, связанные с творчеством гоголя или шевченко, пушкина или баратынского. чрезвычайно важная и исключительно редкая особенность краеведения в том, что у него нет «двух уровней» – для специалистов и для широкой публики. оно само по себе популярно и существует постольку, поскольку в его создании и потреблении участвуют массы. краеведение учит людей не только любить свои родные места, но учит и знанию о них, приучает интересоваться , искусством, , повышать свой культурный уровень. это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники. сочинение рассуждение
На неделе я впервые побывал в зоопарке. Родители давно обещали мне этот поход, но все никак не получалось. И вот папа объявил, что в воскресенье мы все вместе идем в зоопарк. Радости моей не было предела.
Утром в воскресенье я встал без будильника, потому что мне не терпелось поскорее выйти. Мы позавтракали и отправились в наш городской зоопарк. Дорога туда заняла около часа, так как живем мы на окраине города.
Сам зоопарк расположен посреди городского парка в окружении деревьев. Мы шли по главной аллее и вскоре перед нами возникли большие ворота, украшенные фигурами животных. Возле них стояли люди, предлагающие сфотографироваться с удавом и с обезьянкой, покататься на пони или на машинке. Мы подошли к кассе и купили входные билеты.
У самого входа я увидел киоск, где продавалось угощение для животных: нарезанная морковь, капуста и еще какие-то овощи в пакете. Так как мы ничего с собой не взяли, я попросил родителей купить для меня такой пакет. И не зря, угощать животных оказалось очень весело и интересно.
Первым, с кем мы познакомились, стал огромный зубр. Он подошел к ограждению и потерся об него спиной. Животное это очень большое и массивное, но при этом спокойное. Я угостил его морковкой и мне кажется, мы стали друзьями. Дальше были косули, волки, кабаны, медведи, всех не перечислишь. Я ходил с широко раскрытыми глазами и не мог насмотреться. Мне все было интересно, каждое животное оказалось красивым по-своему и к каждому хотелось подойти. Возле клеток были приколочены таблички с названием животного, его ареалом обитания и основными характеристиками.
Ближе к обеду я проголодался и мы присели на лавочку перекусить. Вокруг было много киосков с едой, но мы взяли с собой бутерброды и купили только чай. Даже просто сидеть на лавочке посреди зоопарка было очень интересно. Вокруг ходили лошади, на которых можно покататься, ездили маленькие паровозики для малышей.
Этот поход оставил мне море приятных впечатлений и интересных открытий. Я уговорил папу еще раз туда сходить.
Возможно, рядовому читателю имя казахского поэта и мыслителя Шакарима ничего не говорит. Признаюсь, поначалу и я была немного удивлена, поскольку никогда раньше не встречала ничего об этом человеке и даже были сомнения, стоит ли приобретать книгу.
Сейчас, когда томик уже лежит у меня в руках, я нисколько не жалею о покупке.
Оказывается, забвение Шакарима это последствие замалчивания советской властью обо всех, кто так или иначе не вписывался в рамки тогдашнего строя. Ушедший в добровольное отшельничество Шакарим (упрощенно говоря - это была акция протеста против происходящего в Казахской ССР, но автор книги подробно объясняет всю подоплеку такого поступка)был убит руками местного ЧК. В 1950-х годах произошла его политическая реабилитация за отсутствием состава преступления, но вплоть до развала СССР творчество этого незурядного представителя своего народа оставалось под запретом. Уж очень хлестко он сумел охарактеризовать время советской власти (были и другие причины, включая и ""буржуазное" происхождение).
На Родине Шакариму поставлен достойный памятник в одном из живописных городских парков, его творчество восстановлено, не забыто и интересно не только узкому кругу специалистов, но и широкому читателю.
Книга написанан глубоко и при этом очень доступно, цитируется большое количество стихов Шакарима (в переводе) и других его трудов - исторических, публицистических, философских. Так что можно, прочитав этот том серии ЖЗЛ, составить для себя полное представление об этом достойном человеке и его трудах. Все-таки творческое наследие Шакарима Кудайбердиева является частью нашей истории.