Мелкий дождь накрапывающ..й ещё с обеда начал усиливат(?)ся. Ра..каты грома доносивши..ся со стороны леса говорили о начинающ..йся грозе. Туча стоявш..я над деревней стала ч..рной. Дорожная пыль поднятая ветром начала заб..вать глаза и рот. Играть на улице стало невозможно и ребята, расстрое(н,нн)ые, ра..бежались по домам. Только Оська успел вл..теть на те(р,рр)асу как сильный дождь со всей своей мощ...ю застучал по (не)закрытым ещё окнам. Огромные корабельные сосны закачались в разные стороны. Оська всегда боялся ра..качивающ..хся сосен, боялся что они упадут. От страха он залез под кровать. Там было не так страшно. Молния сверкавш..я каждую минуту освещала тёмную от туч(?) комнату. Вскоре глаза мальчика стали сл..пат(?)ся и он уснул. Дождь лил как из ведра.
Проснулся Оська разбуже(н,нн)ый маминым голосом. Она кричала соседке Мой не у вас? Какое счастье, что мама пришла, - подумал Оська, - можно выл..зать из-под кровати.
1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Разделите текст на микротемы и озаглавьте каждую из них.
3. Озаглавьте текст.
4. Определите стиль речи.
5. Подчеркните в тексте все причастия как члены предложения, укажите их вид страдательное - с, действительное – д.
6. Расскажите о правописании окончаний причастий. Приведите примеры из текста.
7. Найдите и выпишите из текста причастие с НЕ. Слитно или раздельно вы написали НЕ с причастием? Обоснуйте свой ответ.
8. Графически обозначьте в тексте все причастные обороты.
9. Составьте схемы предложений с прямой речью.
10. Выпишите из текста фразеологизм, замените его синонимом.
11. Выполните фонетический разбор слова дождь.
Потерялась (или вовсе брошена?)
девочка притихшая, хорошая.
Личико чумазое, серьезное.
Белый день. Вокзал. Дитя бесхозное.
На груди у потеряшки - девочки
тряпочная кукла - самоделочка.
Рядовой милиции застенчиво
за руку, как мама, держит птенчика.
Он и сам еще не шибко взрослый-то,
страж румяный, свыше ей ни .
Водит по вокзалу, озирается:
может кто опомнится - признается?
:Но никто не вспомнил, к сожалению.
На вокзале люди - ошалелые.
Да и ни при чем тут люди - граждане:
есть свои ребеночки у каждого.
Глядя на бес рожицу,
кто вздохнет, кто вздрогнет, кто поежится:
:Можно после виденного - здравствовать.
Пить в купе коньяк. Листать Некрасова.
Чтобы смочь до совести дотронуться -
перечислить сотню для детдомовцев.
Душ принять, Ругать себя по батюшке.
Можно все: Но чистым - не бывать уже.
: Колеблет тело зыбь рессорная.
Снится мне малышка беспризорная.
В душу мне глядит глазами сонными
на руках у мальчика с погонами:
- Разве человек может быть предметом купли-продажи? Почему тетя Люся "взялась детишками торговать? Коммерцию, что - ли, такую открыла?"
- Оправдываете ли вы этот поступок тети Люси?
- Итак, девочка оказывается в деревне у стариков. Какой мы ее видим в первые дни?
- Какие изменения в Кате постепенно происходят? И может ли гуманное отношение к человеку принести счастье?
Стили речи бывают
1) книжные, которые делятся на :
А) научный стиль речи
Б) официально-деловой стиль речи
В) публицистический стиль речи
Г) художественный стиль речи
2) Разговорный стиль
ПРИМЕР РАЗГОВОРНОГО СТИЛЯ:
–Это твоя сестра?– дергая Женю за рукав, спросил Коля Колокольчиков. И, не получив ответа, он важно и обиженно предостерег: – Ты смотри не вздумай ей отсюда крикнуть.
–Сиди!– выдергивая рукав, насмешливо ответила ему Женя.– Тоже ты мне начальник…
–Не лезь к ней,– поддразнил Гейка Колю,– а то она тебя поколотит.
–Меня?– Коля обиделся.– У нее что? Когти? А у меня – мускулатура. Вот… ручная, ножная!
–Она поколотит тебя вместе с ручною и ножною. Ребята, осторожно! Тимур подходит к Квакину.
ПРИМЕР КНИЖНОГО ( ХУДОЖЕСТВЕННОГО) СТИЛЯ:
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
ПРИМЕР КНИЖНОГО ( НАУЧНОГО) СТИЛЯ:
Подлежащее - это главный член предложения, обозначающий предмет, к-рому приписывается действие или признак, названные в сказуемом. При разборе предложения подлежащее подчеркивается одной чертой. Чаще всего подлежащее выражено существительным или личным местоимением в именительном падеже (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они).
ПРИМЕР КНИЖНОГО ( ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО) СТИЛЯ:
Гетманец в жупане вылез на крыльцо аптеки и громко прочитал приказ коменданта, майора Корфа.
Приказ гласил:
"ПРИКАЗЫВАЮ
§ 1. Всем гражданам города снести в течение 24 часов имеющееся у них огнестрельное и холодное оружие. За неисполнение настоящего приказа – расстрел.
§ 2. В городе объявляется военное положение, и хождение после 8 часов вечера воспрещается.
Комендант города майор Корф."
ПРИМЕР КНИЖНОГО ( ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО) СТИЛЯ:
Пирамиды — единственное чудо из известных всем 7 чудес света, сохранившееся до наших дней. Оно же и самое древнее: возраст трёх великих пирамид, которыми восхищались греки и продолжаем поражаться мы, — фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина — около пяти тысяч лет. Эти колоссальные сооружения пока неподвластны влиянию времени. Самая громадная — пирамида Хеопса — высотой 147метров сложена из 2 300 000 глыб известняка, каждая из них весом около двух тонн.