Приказание, распоряжение, команда (использование их зарождению у ребенканеуверенности в себе).
Угроза, предупреждение, предостережение (провоцирует нарушение ребенком норм поведения).
Проповедь, нотация, морализирование (подчеркивает низкий статус ребенка, его зависимое, подчиненное положение, его некомпетентность, а то и порочность. Ребенок при злоупотреблении этими методами может избегать общения со взрослыми).
Советы и разъяснения (злоупотребление этими методами формирует зависимость ребенка от взрослого, не самому разрешать трудности, проявлять инициативу).
Наставления, логическая аргументация, поучения, описывающие образцы желаемого поведения ребенка (частое использование данных методов взрослым формирует уребенка сознание собственной неполноценности, малоценности).
Методы воздействия, направленные на оценку личности ребенка
Негативная оценка, осуждение, порицание, «приговор» (ребенку навязывается негативное представление о себе и своих возможностях, что он не соответствует ожиданиям и требованиям окружающих).
Наклеивание ярлыков, высмеивание, обзывание, ругань (разрушают у ребенка образ «Я», вызывают чувство отверженности, незащищенности, формируют комплекс неполноценности).
Похвала, содержащая прямую позитивную оценку личности ребенка (для старшего дошкольника целесообразна похвала, содержащая элемент доверия к его возможностям, которая задает лишь ориентиры и критерии для самооценки ребенка, иначе может развиться зависимость от похвалы, тревога потерять ее).
Методы воздействия,
интерпретирующие поведение ребенка
Интерпретация, постановка диагноза (ребенку невольно навязывается превосходство взрослого в праве интерпретировать его чувства, переживания, поведение: «Я знаю, почему ты так ведешь себя, потому что.» Это вызывает тревогу, ощущение угрозы личной безопасности).
Вопросы, расследование, допрос (вызывает ощущение дискомфорта, рождает чувство зависимости от взрослого).
Методы воздействия,
отвлекающие внимание ребенка от проблемы
Утешение, успокаивание (происходит устранение эмоционального дискомфорта за счет отрицания значимости события, обесценивания чувств ребенка, это воздействие-приказ взрослого к чувствам ребенка, вторжение в его внутренние переживания: «Не стоит из-за этого так расстраиваться, плакать»).
Отвлечение внимания, уход (вместо взрослого как союзника и в решении проблемы ребенку предлагается уход от того, что его волнует, это вызывает желание отказаться от контакта со взрослым).
Предложить родителям упражнение «Найди нужное».
Задача. Поиск варианта замены фразы с негативной модальностью на позитивную.
Родители получают карточки, на которых написаны фразы. Одна из них - указание в категоричной негативной форме, другая - высказывание, имеющее позитивный характер.
«Если будешь так поступать, с тобой никто не будет дружить».
«Как ты относишься к людям, так и они к тебе»
«Поплачь, легче будет».
Родители сравнивают высказывания и оценивают педагогический эффект каждого.
Предложить родителям упражнение «Скульптура».
Задача. Моделирование установления взрослыми контакта с ребенком. Обсуждение того, что может отражать контакт с ребенком (диалог, опеку, взаимопринятие, противоборство, сосуществование и др., как такой контакт воспринимается взрослыми в роли «ребенка» и как со стороны - другими участниками встречи.
Методы воздействия на поведение ребенка
Приказание, распоряжение, команда (использование их зарождению у ребенканеуверенности в себе).
Угроза, предупреждение, предостережение (провоцирует нарушение ребенком норм поведения).
Проповедь, нотация, морализирование (подчеркивает низкий статус ребенка, его зависимое, подчиненное положение, его некомпетентность, а то и порочность. Ребенок при злоупотреблении этими методами может избегать общения со взрослыми).
Советы и разъяснения (злоупотребление этими методами формирует зависимость ребенка от взрослого, не самому разрешать трудности, проявлять инициативу).
Наставления, логическая аргументация, поучения, описывающие образцы желаемого поведения ребенка (частое использование данных методов взрослым формирует уребенка сознание собственной неполноценности, малоценности).
Методы воздействия, направленные на оценку личности ребенка
Негативная оценка, осуждение, порицание, «приговор» (ребенку навязывается негативное представление о себе и своих возможностях, что он не соответствует ожиданиям и требованиям окружающих).
Наклеивание ярлыков, высмеивание, обзывание, ругань (разрушают у ребенка образ «Я», вызывают чувство отверженности, незащищенности, формируют комплекс неполноценности).
Похвала, содержащая прямую позитивную оценку личности ребенка (для старшего дошкольника целесообразна похвала, содержащая элемент доверия к его возможностям, которая задает лишь ориентиры и критерии для самооценки ребенка, иначе может развиться зависимость от похвалы, тревога потерять ее).
Методы воздействия,
интерпретирующие поведение ребенка
Интерпретация, постановка диагноза (ребенку невольно навязывается превосходство взрослого в праве интерпретировать его чувства, переживания, поведение: «Я знаю, почему ты так ведешь себя, потому что.» Это вызывает тревогу, ощущение угрозы личной безопасности).
Вопросы, расследование, допрос (вызывает ощущение дискомфорта, рождает чувство зависимости от взрослого).
Методы воздействия,
отвлекающие внимание ребенка от проблемы
Утешение, успокаивание (происходит устранение эмоционального дискомфорта за счет отрицания значимости события, обесценивания чувств ребенка, это воздействие-приказ взрослого к чувствам ребенка, вторжение в его внутренние переживания: «Не стоит из-за этого так расстраиваться, плакать»).
Отвлечение внимания, уход (вместо взрослого как союзника и в решении проблемы ребенку предлагается уход от того, что его волнует, это вызывает желание отказаться от контакта со взрослым).
Предложить родителям упражнение «Найди нужное».
Задача. Поиск варианта замены фразы с негативной модальностью на позитивную.
Родители получают карточки, на которых написаны фразы. Одна из них - указание в категоричной негативной форме, другая - высказывание, имеющее позитивный характер.
Например:
«Не будешь слушаться — заболеешь». «Ты всегда будешь здоров». «Не твоего ума дело».
«Твое мнение всем интересно».
«Если будешь так поступать, с тобой никто не будет дружить».
«Как ты относишься к людям, так и они к тебе»
«Поплачь, легче будет».
Родители сравнивают высказывания и оценивают педагогический эффект каждого.
Предложить родителям упражнение «Скульптура».
Задача. Моделирование установления взрослыми контакта с ребенком. Обсуждение того, что может отражать контакт с ребенком (диалог, опеку, взаимопринятие, противоборство, сосуществование и др., как такой контакт воспринимается взрослыми в роли «ребенка» и как со стороны - другими участниками встречи.