Моя тётушка живёт в городе Гатчина Ленинградской области. И 22 июня, в День начала Великой Отечественной войны мы с ней, взяв метёлки и совок, отправились на Гатчинский воинский мемориал, на братское захоронение. Мемориал создан в 1964 году местной группой талантливых авторов: скульпторы В.С.Иванов, А.А.Королюк, архитектор А.А.Пекарский работали над проектом увлечённо, вдохновенно, как рассказала мне тётушка. Героическая и одновременно трагическая тема солдатского подвига в Великой Отечественной войне решена в мемориале языком простым, суровым и обобщённым. Огромная, вытянутая горизонтально бетонная стена. На ней отдельные военные сцены-рельефы, которые воспринимаешь, как сюжеты-символы мужества, скорби и вечной памяти. Бойцы уходят на фронт. Плачут женщины. Оставшиеся в живых скорбно прощаются с погибшими. Весь рельеф как бы заглублён в плоскость стены. Образ стены равнозначен образу небытия, и из неё выступают только фигуры живых. Огромное, во всю высоту стены, лицо скорбящей матери, расположенное на другом конце стены в некотором отдалении от воинского сюжета, доводит эмоциональный накал до трагических высот. В порыве ужаса, страдания от содеянного на войне человеком Мать прикрыла рот рукой. И сразу огромными стали её глаза. Глаза, наполненные слезами, заглянувшие прямо мне в душу... Никогда не сотрется в людской памяти героизм, проявленный советским народом в этой войне в тылу и на фронте, не забудутся имена тех, кто не дожил до Победы, если будут сохранены такие памятники! .
Мемориал создан в 1964 году местной группой талантливых авторов: скульпторы В.С.Иванов, А.А.Королюк, архитектор А.А.Пекарский работали над проектом увлечённо, вдохновенно, как рассказала мне тётушка. Героическая и одновременно трагическая тема солдатского подвига в Великой Отечественной войне решена в мемориале языком простым, суровым и обобщённым. Огромная, вытянутая горизонтально бетонная стена. На ней отдельные военные сцены-рельефы, которые воспринимаешь, как сюжеты-символы мужества, скорби и вечной памяти. Бойцы уходят на фронт. Плачут женщины. Оставшиеся в живых скорбно прощаются с погибшими. Весь рельеф как бы заглублён в плоскость стены. Образ стены равнозначен образу небытия, и из неё выступают только фигуры живых. Огромное, во всю высоту стены, лицо скорбящей матери, расположенное на другом конце стены в некотором отдалении от воинского сюжета, доводит эмоциональный накал до трагических высот. В порыве ужаса, страдания от содеянного на войне человеком Мать прикрыла рот рукой. И сразу огромными стали её глаза. Глаза, наполненные слезами, заглянувшие прямо мне в душу...
Никогда не сотрется в людской памяти героизм, проявленный советским народом в этой войне в тылу и на фронте, не забудутся имена тех, кто не дожил до Победы, если будут сохранены такие памятники!
.