Выразительно читать, говорить – это значит, по К. С. Станиславскому, «действовать словами», т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий.
Конечная задача чтеца, пишет Г.В.Артоболевский, - «передать средствами звучащей речи воплощённую в художественные образы, эмоционально насыщенную мысль литературного произведения с целью воздействовать на слушателей в определённом направлении». К.С.Станиславский называл эту конечную задачу «сверхзадачей». Для того, чтобы речь была действенной, читающий должен знать цель своего чтения, определить тему произведения, понять основную мысль автора, чтобы понять идею.
В речи различают мысль и смысл; подтекст, который вкладывает в чтение чтец и автор, раскрывает содержание и смысл произведения. Схематично всю систему можно представить в идеограмме (схема 1).
Существенную роль в выразительном чтении играет интонация. Интонационные речевые средства выбираются в зависимости от задачи чтения. Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания. Интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства правильно понимать смысл высказывания речевого партнёра, его истинные намерения, чувства и отношения к вам. Итак, разделяя точку зрения известных теоретиков и методистов (К.Станиславского, Г.Артоболевского, Т.Завадской, В.Найдёнова, М.Качурина), считающих, что основой выразительного чтения являются понимание смысла, «видение» и сопереживание, я попыталась расшифровать эти умения ученикам и на каждом этапе обучения ставила перед ними определённую задачу, в соответствии с которой и отбирала упражнения для выработки выразительности чтения.
С самого детства я слышу от родителей, учителей-читай выразительно, не спешиНо, что это значит-читать выразительно? И вот ,однажды, в пионерском лагере, когда мы с ребятами читали по очереди одну очень увлекательную книгу про путешествия , то мне открылась тайна выразительного чтения! А именно, я поняла, что когда ребята читали невнятно и монотонно, то я начинала отвлекаться, мне было непонятно, что происходит в романе, я начинала терять связь между событиями... Но тогда,когда ребята читали с выражением, с эмоциями, то сюжет захватывал меня и я погружалась в захватывающий мир путешествий, вместе с героями книги. Читайте выразительно и увлекайте чтением своих друзей!
Что значит читать выразительно?
Выразительно читать, говорить – это значит, по К. С. Станиславскому, «действовать словами», т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий.
Конечная задача чтеца, пишет Г.В.Артоболевский, - «передать средствами звучащей речи воплощённую в художественные образы, эмоционально насыщенную мысль литературного произведения с целью воздействовать на слушателей в определённом направлении». К.С.Станиславский называл эту конечную задачу «сверхзадачей». Для того, чтобы речь была действенной, читающий должен знать цель своего чтения, определить тему произведения, понять основную мысль автора, чтобы понять идею.
В речи различают мысль и смысл; подтекст, который вкладывает в чтение чтец и автор, раскрывает содержание и смысл произведения. Схематично всю систему можно представить в идеограмме (схема 1).
Существенную роль в выразительном чтении играет интонация. Интонационные речевые средства выбираются в зависимости от задачи чтения. Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания. Интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства правильно понимать смысл высказывания речевого партнёра, его истинные намерения, чувства и отношения к вам. Итак, разделяя точку зрения известных теоретиков и методистов (К.Станиславского, Г.Артоболевского, Т.Завадской, В.Найдёнова, М.Качурина), считающих, что основой выразительного чтения являются понимание смысла, «видение» и сопереживание, я попыталась расшифровать эти умения ученикам и на каждом этапе обучения ставила перед ними определённую задачу, в соответствии с которой и отбирала упражнения для выработки выразительности чтения.
И вот ,однажды, в пионерском лагере, когда мы с ребятами читали по очереди одну очень увлекательную книгу про путешествия , то мне открылась тайна выразительного чтения! А именно, я поняла, что когда ребята читали невнятно и монотонно, то я начинала отвлекаться, мне было непонятно, что происходит в романе, я начинала терять связь между событиями... Но тогда,когда ребята читали с выражением, с эмоциями, то сюжет захватывал меня и я погружалась в захватывающий мир путешествий, вместе с героями книги.
Читайте выразительно и увлекайте чтением своих друзей!