Время, казалось бы, обычное слово. Но это не совсем так. Всё в нашей жизни подчинено времени: рождение, смерть, учёба, работа, встречи, расставания. Оно действительно словно мерцающий пульс, от которого зависит вся жизнь человека: наполнится ли она смыслом, светом или пройдёт мимо.
Оригинальность композиции, юмор, сарказм, гипербола – это лишь неполный перечень литературных приёмов, которые использовал писатель. Но, на мой взгляд, именно образ времени, Хроноса, в большей степени М.А. Булгакову воплотить авторский замысел.
Отказавшись от веры в бога, накопленного предками опыта, герои Булгакова уверены, что руководят жизнью, руководят временем. И появление Воланда со свитой призвано разрушить эту иллюзию. Председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз, весьма образованный человек, точно знает, что будет делать вечером. Но в одно мгновение погибает под колёсами трамвая. Берлиоз наказан. Наказан потому, что не верит и учит этому молодое поколение. И если Берлиоз лишён возможности понять и исправить свои заблуждения, то остальным героям даётся шанс.
Шанс духовно и нравственно воскреснуть, осознать, что мерцающий пульс времени нам дан не для того, чтобы всё отрицать, а необходимо верить, любить, заниматься своим делом, отвечать за свои поступки и слова. Так, например, поэт Иван Бездомный в эпилоге романа предстаёт перед нами как Иван Николаевич Понырев, скромный учёный, отказавшийся от всезнания и все-понимания.
Постоянно «путешествует» во времени и сознание Мастера: «…лишь одно видение, посещающее его в полнолуние, беспокоит его временами: казнь на Лысой горе и безнадежные уговоры Пилата, чтобы Иешуа подтвердил, что казни не было…». И видение это неслучайно. Отчаявшись, Мастер сжигает свой роман. Он словно сам над собой совершил казнь, в какой-то момент мерцающий пульс времени для него остановился, и жизнь потеряла смысл. Но в отличие от Берлиоза Мастер понимает, что «вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет». Поэтому награда для него не свет, а вечный покой.
Не уловил мгновение времени и герой романа Мастера – прокуратор Иудеи Понтий Пилат: «…ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями». Он самодовольно верит, что может распоряжаться жизнью любого человека, но встреча с бродячим философом Иешуа Га-Ноцри переворачивает его жизнь, сознание. Тем не менее Понтий Пилат – пленник, заложник времени, в котором живёт. Так же, как и Мастер, он струсил и отправил Иешуа на казнь. Всесильный диктатор превращается в страдающего человека, наказанного двухтысячелетним бессмертием. Но мерцающий пульс времени дарует Понтию Пилату прощение, потому что прокуратор принял ответственность за свои поступки.
Возвращаясь снова и снова к роману М.А. Булгакова, понимаешь, что время – мерцающий пульс жизни. И каждое мерцание для человека – это либо обретение себя, своего предназначения и жизненного пути, либо отвержение законов вселенной, и тогда человек обречён на гибель как физическую, так и нравственную.
Оригинальность композиции, юмор, сарказм, гипербола – это лишь неполный перечень литературных приёмов, которые использовал писатель. Но, на мой взгляд, именно образ времени, Хроноса, в большей степени М.А. Булгакову воплотить авторский замысел.
Отказавшись от веры в бога, накопленного предками опыта, герои Булгакова уверены, что руководят жизнью, руководят временем. И появление Воланда со свитой призвано разрушить эту иллюзию. Председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз, весьма образованный человек, точно знает, что будет делать вечером. Но в одно мгновение погибает под колёсами трамвая. Берлиоз наказан. Наказан потому, что не верит и учит этому молодое поколение. И если Берлиоз лишён возможности понять и исправить свои заблуждения, то остальным героям даётся шанс.
Шанс духовно и нравственно воскреснуть, осознать, что мерцающий пульс времени нам дан не для того, чтобы всё отрицать, а необходимо верить, любить, заниматься своим делом, отвечать за свои поступки и слова. Так, например, поэт Иван Бездомный в эпилоге романа предстаёт перед нами как Иван Николаевич Понырев, скромный учёный, отказавшийся от всезнания и все-понимания.
Постоянно «путешествует» во времени и сознание Мастера: «…лишь одно видение, посещающее его в полнолуние, беспокоит его временами: казнь на Лысой горе и безнадежные уговоры Пилата, чтобы Иешуа подтвердил, что казни не было…». И видение это неслучайно. Отчаявшись, Мастер сжигает свой роман. Он словно сам над собой совершил казнь, в какой-то момент мерцающий пульс времени для него остановился, и жизнь потеряла смысл. Но в отличие от Берлиоза Мастер понимает, что «вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет». Поэтому награда для него не свет, а вечный покой.
Не уловил мгновение времени и герой романа Мастера – прокуратор Иудеи Понтий Пилат: «…ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями». Он самодовольно верит, что может распоряжаться жизнью любого человека, но встреча с бродячим философом Иешуа Га-Ноцри переворачивает его жизнь, сознание. Тем не менее Понтий Пилат – пленник, заложник времени, в котором живёт. Так же, как и Мастер, он струсил и отправил Иешуа на казнь. Всесильный диктатор превращается в страдающего человека, наказанного двухтысячелетним бессмертием. Но мерцающий пульс времени дарует Понтию Пилату прощение, потому что прокуратор принял ответственность за свои поступки.
Возвращаясь снова и снова к роману М.А. Булгакова, понимаешь, что время – мерцающий пульс жизни. И каждое мерцание для человека – это либо обретение себя, своего предназначения и жизненного пути, либо отвержение законов вселенной, и тогда человек обречён на гибель как физическую, так и нравственную.