Музыка, объединившая поколения
Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит в обрядах и ритуалах, на праздниках и в повседневном труде. На протяжении столетий главным хранителем казахской музыкальной культуры, передаваемой из поколения в поколение, был сам народ.
Казахи говорят: "Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения".
Народные кюи - это ранний фольклор. Настоящей эпохой возрождения в искусстве сочинения кюев стала середина 19 века. В те времена жили и создавали классические произведения выдающиеся композиторы-кюйши Құрманғазы Сағырбай, Махамбет Өтемісұлы, Дәулеткерей Шығаұлы, Таттімбет Қазанғапұлы.
Традиционно кюи исполняются на домбре. Домбра — самый популярный казахский музыкальный инструмент. В 1989 году в Алматинской области, высоко в горах на плато "Майтобе" ученые –исследователи обнаружили наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек. Этот рисунок датировался периодом неолита. Инструмент, изображенный древним художником на скале, очень похож на домбру по форме. Поэтому считается, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов .
В XX веке казахская музыкальная культура обогащается новыми жанрами и формами музицирования. За небольшой период времени музыканты смогли освоить жанры классической европейской музыки - оперу, симфонию, ораторию, ансамблевые, оркестровые и хоровые исполнительские формы, создать новую профессиональную композиторскую школу.
На основе уникального соединения национальной музыки и европейских форм были созданы классические произведения казахского оперного искусства - "Кыз Жибек" Евгения Брусиловского, "Абай" Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, "Биржан и Сара" Мукана Тулебаева. Их драматургической и музыкальной основой стали богатства казахского фольклора и устной профессиональной музыки. На сцене оперного театра у современного зрителя появилась возможность увидеть, как разворачивается старинный свадебный обряд и знаменитый айтыс между акынами XIX века Биржаном и Сарой, услышать песню героя народно-освободительного восстания XIX века, поэта и кюйши Махамбета и скорбную похоронно-поминальную песню-плач жоктау.
В 70-х г.г. достигает расцвета один из самых сложных жанров европейской инструментальной музыки – симфонический. Создаются произведения близкие по форме к классическим, - симфонии Газизы Жубановой и Куддуса Кужамьярова. Так, благодаря соединению разных культур возникает новый жанр - симфонический кюй. В свое время большую любовь у казахов получили оркестровые и хоровые интерпретации традиционной казахской музыки.
Казахстан - родина многих выдающихся исполнителей классической музыки мирового масштаба. Ежегодно республика собирает творчески одаренную молодежь на фестивалях "Дни новой музыки", "Алтын алма", Международном конкурсе "Азия дауысы", а народных музыкантов - на Международном фестивале традиционной музыки.
Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает настоящее и будущее в Стране великой степи.
1. Выпишите ключевые слова/словосочетания.
2. Сформулируйте основную мысль, используя ключевые слова.
3.Составьте тонкие и толстые во
5 предложений с обращениями:
1. Александр Николаевич, запишите меня на приём в следующую среду
2. Маша, сделай домашнюю работу, а уж потом гуляй с друзьями.
3. Девочка, сколько тебе лет?
4. Товарищ-командир, всё чисто: можно собираться и идти в путь.
5. Мама, забери меня со школы
5 предложений с однородными членами:
1. В цветочной аллее моей тёти что только не росло: и омела, и ветла, и сакура, и даже берёза Шмидта.
2. Я смущённо посмотрел на своего друга и вышел из комнаты.
3. Высокий и полноватый мужчина вдруг внезапно перебежал дорогу.
4. Вдруг из-за угла выскочила кошка и быстро забралась на дерево.
5. Ребята окружили меня и слева, и справа.
Объяснение:
Обращения:
1. Вы, София, полагаю, не до конца поняли суть вопроса.
2. Мне бы хотелось, Варвара, чтобы ты пришла сегодня пораньше.
3. Мистер уступите дорогу.
4. Будьте добры обратить на меня чуть больше внимания, Игорь.
5. Олег, как ты смотришь на то, чтобы завтра пойти на футбольное поле?
С однородными членами:
1. В списке продуктов числились апельсины, конфеты и консервы.
2. Я опустил руки под воду, но поняв, что она слишком холодная, быстро убрал их в карманы.
3. Все закончилось очередными заботами и хлопотами.
4. Я вела брата и сестру в школу.
5. На город открывался красивый, просто невероятный вид.