Мы молчим и думаем о Тулегене. Я хочу видеть героя, ищу его лицо среди тысячи лиц бойцов нашего полка. Лица мелькают в моей памяти, но ни на одном из них я не могу сосредоточиться. Я мучаюсь, что не запомнил его. Малик Габдуллин напоминает мне о наших встречах с Тулегеном, но мне кажется, что я с ним никогда не встречался.
-Вот, товарищ командир, комсомольский билет и заявление Тулегена Тохтарова о приеме его в партию…он подал его тогда, перед боем.
Я раскрываю с трепетом комсомольский билет Тулегена –это идейный паспорт большинства нашей молодежи. Из нижнего угла книжки на меня смотрит открытое лицо юноши с правильными чертами. Прямой и ясный взгляд… Какое тонкое и умное лицо у этого рабочего парня!
Вот он какой! Я смотрю на эту карточку и вспоминаю январские дни, подмосковное село Нахабино, помещение больницы, где мы распределяли по подразделениям новое пополнение. Вот подходит к столу рослый юноша в аккуратно заправленной широкой шинели. Старательно отпечатав несколько шагов по мерзлому полу, стукнув каблуками, он останавливается по команде «смирно» и с достоинством представляется:
- Рядовой Тохтаров Тулеген!
- Кем хочешь быть?- спрашиваю его.
- Куда прикажете, туда и пойду, товарищ капитан, -бойко отвечает он.
- В автоматчики пойдешь?
- Есть в автоматчики.
… Я разворачиваю вчетверо сложенный лист, вырванный из тетради, и вслух читаю принять меня в ряды Коммунистической партии большевиков. Если меня убьют в бою за Родину меня все равно считать большевиком.
Сын скотовода, сам рабочий, Тулеген Тохтаров Запишите ключевые слова/словосочетания.
2. Основной мыслью данного текста является:
А) встреча Бауыржана Момышулы с Тулегеном Тохтаровым
Б) воспоминания Бауыржана Момышулы о вступлении солдата в ряды партии
С) патриотизм и любовь к Родине солдата
Д) командирские качества Бауыржана Момышулы как полководца
3. Сформулируй заголовок к тексту, отражающий его идею .
Письмо и использование языковых единиц
Напишите творческую работу (рассуждение, повествование или описание), представляя себя в ситуации того страшного времени или с позиции наших дней. Опишите собственные ощущения, используя эмоционально окрашенную лексику, эпитеты, сравнения, фразеологизмы и олицетворения.
текст – это некоторое количество предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. в отдельных случаях тексты могут быть образованы даже одним предложением (простым или сложным). навык определения основной мысли текста требуется не только ученикам и студентам, но и любому человеку. большие массы информации можно обрабатывать быстро и качественно, владея методикой выделения основного смысла материала. таким образом значительно увеличиваются объёмы обрабатываемых текстов, повышается эффективность работы и снижаются временные затраты.
как выделить основную мысль текста? нюансы есть несколько нюансов, которые нужно учитывать в процессе определения основной мысли текста. важно при чтении материала сразу обращать внимание на тема-рематическую цепь, следить за развитием логики повествования. тема – это известные данные, рема – новая информация. зачастую логическое развитие текста, чередование тем и рем, подсказывает его основной смысл.просматривая или внимательно читая текст, нужно отмечать ключевые слова, несущие наибольшую смысловую нагрузку. они регулярно повторяются, часто используются их синонимы. определяя основную мысль текста, понадобится вспомнить ключевые слова и словосочетания.при чтении текста желательно следить за делением на абзацы, наличием подзаголовков. большую роль играет заглавие материала, но оно далеко не всегда прямо отражает основную мысль.определение основной мысли текста неразрывно связано с выяснением идеи и темы. желательно постараться уловить центральную тему, а также воспроизвести авторскую идею, вкладываемую в текст. основная мысль – своеобразное соединение темы с идеей. в ней реализуются авторский замысел, авторская оценка.нужно уметь гармонично сочетать детальное исследование текста со способностью охватить его в целом. соединение анализа и синтеза – лучший вариант изучения любого материала. алгоритм определения основной мысли текста существует определённый алгоритм, по которому определить основную мысль текста не составит труда. прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? что его интересует? в теме должен быть обозначен предмет речи. зачастую она отражается в заголовке. стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.постарайтесь определить главную автора. ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? возможно несколько вариантов: автор акцентирует внимание на актуальном вопросе; в тексте выражено авторское отношение к проблеме; автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.подумайте, в чём заключаются особенности авторского восприятия? как освещаются проблемы автором? какова его позиция? как именно автор оценивает явления и предметы? таким образом вы определите идею текста, его основное направление, цель повествования.постарайтесь дать ответ на вопрос: почему авторская позиция именно такая? какова аргументация автора? какие он приводит факты, доказательства, обосновывая своё мнение, оценку? найдите в тексте художественные приёмы, направленные на убеждение читателя, внушение. возможно, в материале есть экспрессивные выражения, гиперболы, метафоры и другие образные средства.определите в тексте авторские выводы. иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. используйте стиль и речевые средства автора текста, выполняя эту работу. желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор. в тех случаях, когда основную мысль текста требуется определить не в рамках учебной программы, а для собственных целей (улучшения восприятия, ускорения запоминания материала), её можно записать своими словами.