На руси солонка всегда была предметом почитаемым. (2)ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4)говорят, что
наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке. (5)каких только солонок не выдумывали мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)например, для севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была
солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть
возвращали на место. (9)около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень – вертлюг. (10)когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки. (11)в верхнем и среднем поволжье были распространены нарядные
солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)за столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)крышки и
спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах поволжья. (16)а солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль – и ей за это… (по н. орловой)1.
определите и запишите основную мысль текста.2. составьте и запишите план текста из трёх пунктов.3. почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на руси не обходилось ни одно праздничное торжество? 4. определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения 10.
подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. отводили –5. определите стилистическую окраску слова «издревле» из предложения 2, запишите. подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. издревле –6. объясните значение фразеологизма
задирать нос, запишите. используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. включите фразеологизм в одно из предложений. задирать нос –
Света (подлежащее) была больна (сказуемое, составное именное)
я (подлежащее) хочу сыграть (сказуемое, составное глагольное)
вы (подлежащее) вернетесь (сказуемое, глагольное)
калитка (подлежащее) распахнулась (сказуемое, глагольное)
брови (подлежащее) были сдвинуты (сказуемое, составное именное)
Женя (подлежащее) не успела отослать (сказуемое, составное глагольное)
Дубровский (подлежащее) хотел заняться (сказуемое, составное глагольное)
мы (подлежащее) нагнулись (сказуемое, глагольное)
щегол (подлежащее) начал петь (сказуемое, составное глагольное)
туфли (подлежащее) в пору будут (сказуемое, составное именное)
пять два (подлежащие) будет семь (сказуемое, составное именное)
я (подлежащее) был оскорблен (сказуемое, составное именное)
погода (подлежащее) становилась теплее (составное именное сказуемое)
старик (подлежащее) был не в духе (составное именное сказуемое)
я (подлежащее) был готов любить (составное глагольное сказуемое)
метель (подлежащее) была страшная (составное именное сказуемое)
я (подлежащее) был бы рад видеть (составное глагольное сказуемое)