Надо к завтрому
2. спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы
и знаки препинания. подчеркните грамматические основы пред-
ложений. обозначьте виды сказуемого: простое глагольное (пгс),
составное глагольное (сго), составное именное (сис). сделайте син-
таксический разбор 4-го предложения, обозначьте части речи вхо-
дящих в него слов.
1) горница чисто прибрана, половики разосланы на сияющxм чисто-
той полу. 2) мушкетёры всегда готовы .. другу. 3) земля казалось
в страхе перед гневом небес. 4) об этом конечно (не)следо-
вало(бы) много говорить. 5) на песчајн, нной косе усея(н, нной рыбкей
чешуёй возвышался шалаш сдела(н, нный из прутьев ивы коры и ро-
гож.. 6) поклажа была облегче(н, нн)а на (не)сколько килограм, мм)ов.
7) спотыкаясь ц..пляясь за лавки и стулья яшка стал бродить по избе
разби, ыскивая старые штаны и рубаху. (ю. казаков) 8) подростки были
веселы и раскова(н, нн)ы.
1. Определить лексическое значение слова в данном предложении.
2. Указать, является слово однозначным или многозначным (если слово многозначное, то назвать несколько его значений, придумать несколько словосочетаний или предложений).
3. В каком значении, прямом или переносном, употреблено слово?
4. Какие синонимы и антонимы имеет данное слово?
5. Указать стилистическую характеристику слова (разговорное, книжное, стилистически нейтральное) . Какие пометы, указывающие на особенности употребления слова, имеются в словаре?
6. Каково происхождение слова?
Из данного плана следует, что
1) лексический разбор слова – это лингвистическое сочинение (наивно надеяться на то, что у кого-то есть уйма времени, чтобы это сочинение написать);
2) лексический разбор предполагает серьёзную работу со словарями;
3) выполнить лексический разбор слова, данного вне предложения, невозможно.
ОБРАЗЕЦ ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА
(На примере прилагательного ЗОЛОТОЙ).
Кроет уж лист ЗОЛОТОЙ
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
(А. Майков)
Слово ЗОЛОТОЙ многозначное, словари фиксируют у него 8 значений:
1) из золота (золотой слиток, золотое кольцо);
2) вытканный, шитый золотом (золотой кокошник);
3) исчисляемый на золото, по курсу золота (золотой рубль, золотой стандарт);
4) блестяще-жёлтый, подобный цвету золота (золотой луч солнца), отливающий золотом (золотая осень);
5) прекрасный, замечательный, очень хороший (золотой работник, специалист, золотое сердце);
6) самый счастливый, благоприятный (золотые дни юности, золотая пора детства);
7) (в обращении) дорогой, любимый (Мамочка, золотая моя!);
8) в составе ботанических, зоологических и минералогических названий (золотое дерево; золотой жук).
Данное прилагательное относится к нейтральной лексике, стилистической окраски не имеет, специальных помет в словаре тоже не имеет.
Слово ЗОЛОТОЙ имеет синонимы драгоценный, дорогой, высокопробный (к 1-му значению); блестяще-жёлтый, блестящий, блистательный (к 4-му значению); безукоризненный, безупречный, бесподобный, бесценный, выдающийся, завидный, замечательный, отличный, очень хороший, ошеломительный, ошеломляющий, превосходный, прекрасный, прелестный и др. (к 5-му значению); благоприятный, великолепный, замечательный, идеальный, лучший, самый счастливый (к 6-му значению); дорогой, любимый (к 7-му значению).
Слово ЗОЛОТОЙ имеет антонимы отвратительный, скверный, плохой незавидный, замечательный и др. (к 5-му значению); худший, несчастливый, неидеальный (к 6-му значению).
Слово ЗОЛОТОЙ общеславянское по происхождению.
В данном предложении слово ЗОЛОТОЙ употреблено в 4-м значении: лист золотой – лист, подобный цвету золота. Это переносное значение слова.
Определите лексическое значение слова в контексте.
Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).
Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.
Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.
Подберите антонимическую пару к данному слову.
Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.
Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.
Определите, является ли слово устаревшим.
Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.