Тему портретов тоже начнем с максимально простого. Вот картина советского художника Юрия Масютина "Ассоль". Уверен, что тут даже излишни какие-либо комментарии. Художественные приёмы просты до элементарности. Тем не менее эта вещь притягивает. Чем? Неужели всего лишь цветом глаз, совпадающим с цветом фона (то ли небо, то ли море)?
Нет, думаю, что тут все дело именно в простоте.
О роли правильной простоты в искусстве сказано так много, что было бы совершенно неуместно повторяться. Участники этого сайта достаточно культурны и образованны, и, конечно, понимают этот вопрос.
Я не случайно говорю: "правильной простоты". Читатели, безусловно, знают, что простота искусства не должна делать его неискусством, а наоборот - усиливать художественную силу. Именно о такой простоте речь. Простота - не пустота.
Глубочайшая содержательность и совершенство должны присутствовать обязательно. Не в уходе от них заключается упрощение, а в том, чтобы эту глубочайшую содержательность и это совершенство сделать открытыми, ясными и избавленными от всего лишнего.
Эта простота получается тогда, когда образ точен и краток, когда для всех элементов этого образа найдено точное и краткое (но ёмкое) выражение. Вот почему это трудно.
Развивать эти мысли перед достаточно грамотными читателями, как я уже сказал, считаю лишним. Но не могу удержаться, чтобы не привести две прекрасные цитаты, думаю, известные многим.
Генрих Гейне: "Поэты начинают с того, что пишут просто и плохо, потом сложно и плохо, потом сложно и хорошо и, наконец, - просто и хорошо."
Альберт Эйнштейн: "Учёный, который не может объяснить пятилетнему ребенку суть своего открытия, не учёный, а шарлатан."
Мне кажется, что художник поступил замечательно, отказавшись от загромождения картины разными романтическими штуками. Нет ничего. Есть лишь лицо и синь. Его Ассоль - это обыкновенная, простая девочка, разве что с морем и небом в глазах. И это очень точно для этого образа.
Нет, думаю, что тут все дело именно в простоте.
О роли правильной простоты в искусстве сказано так много, что было бы совершенно неуместно повторяться. Участники этого сайта достаточно культурны и образованны, и, конечно, понимают этот вопрос.
Я не случайно говорю: "правильной простоты". Читатели, безусловно, знают, что простота искусства не должна делать его неискусством, а наоборот - усиливать художественную силу. Именно о такой простоте речь. Простота - не пустота.
Глубочайшая содержательность и совершенство должны присутствовать обязательно. Не в уходе от них заключается упрощение, а в том, чтобы эту глубочайшую содержательность и это совершенство сделать открытыми, ясными и избавленными от всего лишнего.
Эта простота получается тогда, когда образ точен и краток, когда для всех элементов этого образа найдено точное и краткое (но ёмкое) выражение. Вот почему это трудно.
Развивать эти мысли перед достаточно грамотными читателями, как я уже сказал, считаю лишним. Но не могу удержаться, чтобы не привести две прекрасные цитаты, думаю, известные многим.
Генрих Гейне: "Поэты начинают с того, что пишут просто и плохо, потом сложно и плохо, потом сложно и хорошо и, наконец, - просто и хорошо."
Альберт Эйнштейн: "Учёный, который не может объяснить пятилетнему ребенку суть своего открытия, не учёный, а шарлатан."
Мне кажется, что художник поступил замечательно, отказавшись от загромождения картины разными романтическими штуками. Нет ничего. Есть лишь лицо и синь. Его Ассоль - это обыкновенная, простая девочка, разве что с морем и небом в глазах. И это очень точно для этого образа.