Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды – подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины. Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т.к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых…, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте – дьячка Кутейкина, арифметике – отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам – немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова – невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля. Братец Простаковой, Скотинин – любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье – вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!» Простаков – безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я – женин муж». Митрофан – истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну – так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» - грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародуб: «Вот злонравия достойные плоды».
Картины Пластова характеризуются не только, высоким мастерством, знанием быта советской деревни, но и любовью, вниманием к людям, которые живут и трудятся на селе. Особенности картин Пластова — жанровые сцены всегда разворачиваются на фоне пейзажа, лирическая выразительность без напряжённости сюжета. Художник при жизни сделался признанным классиком советской живописи, репродукции его картин стали помещать в школьные учебники и хрестоматии.. На картине «Сенокос» художник изобразил, как семья выполняет одну из разновидностей сельскохозяйственных работ — косит траву на сено. Заготовка сена имеет не меньшее значением, чем удачная уборка хлеба — ведь иначе скоту нечего будет есть долгую холодную зиму. Как и все сельские работы, в старину сенокос сопровождался особыми обрядами, ему посвящено немало пословиц и поговорок. Сенокос считался своего рода праздником, на него надевали самую лучшую одежду, во время работы пели песни. В старину было принято косить всем селом. Лучшим временем для заготовки сена считался период с Петрова дня (29 июня) до Прокла (25 июля). Для косьбы использовался — да и сейчас используется — специальный инструмент, который называется коса. На длинной Деревянной рукоятке — как для лопат, грабель и т. п. инструментов — крепится длинное, чуть изогнутое лезвие. Держась за рукоятку, широко размахиваются и срезают траву внутренней стороной лезвия. Работа с косой требует сноровки и немалой осторожности, так как лезвие острое. На картине Пластова косит не целое село, а всего 4 человека. Скорее всего, они члены одной семьи. Одеты они просто — вероятно, в свою обычную повседневную одежду. Подросток, который изображён ближе всех к зрителю, вообще одет только в штаны, рубаху он снял — может быть, потому что жарко, а может, бережёт её. Неизвестно, есть ли у этих людей праздничная одежда. Художник написал картину в 1945 г., следовательно, пока работал над ней, ещё шла Великая Отечественная война. В эти тяжёлые годы у людей зачастую были одни валенки на всех, и то хорошо, если были. Тут не до праздничной одежды, было бы, в чем выйти из дому. Кроме подростка, среди косцов трудится женщина. Она идёт следом за мальчиком. Двое других косарей — мужчины. Темноволосый подросток загорел почти до черноты. Но несмотря на зной, он усердно трудится, на пару шагов даже опередил остальных. Видимо, привычен к тяжёлому крестьянскому труду, приобрёл немалый навык и необходимую сноровку. В годы войны многим детям приходилось работать наравне со взрослыми, а в деревне это было принято всегда, ребёнок с малолетства приучался к труду. Женщина одета в простенькое светлое платье, голова повязана белым платком. Типичный наряд крестьянки, а светлое лучше всего подходит для летнего зноя. Определить возраст женщины сложно. Её лицо потемнело от загара, от тяжёлой работы. Платок, который сейчас ассоциируется с бабушками, в деревнях носили все женщины, кроме молоденьких незамужних девушек. Может быть, эта женщина — мать мальчика, может быть, бабушка. Следом идёт мужчина в голубовато-зелёной рубахе. Светлые курчавые волосы и такая же борода, в руках, крепко держащих косу, чувствуется сила — можно предположить, что это человек средних лет. Может возникнуть вопрос, почему же он не на войне — но ведь не обязательно художник рисовал только тех косцов, кого мог видеть перед собой в данный момент. Либо можно предположить, что солдат получил серьёзное ранение, уже не мог нести военную службу и поэтому вернулся в родное село. Завершает процессию косцов пожилой мужчина — вероятно, этот человек уже далеко не молод, так как его волосы и борода совсем белые. Его фигура почти заслонена фигурой предыдущего косца — может, его сына. Видны лишь левое плечо и руки, держащие косу. Одет он в белую рубаху. Группа косцов изображена художником практически в центре картины. Они выступают композиционным ядром, вокруг которого раскинулся буйно цветущий луг. И если одежда косцов написана в скромных, сдержанных тонах, то для изображения цветущего луга художник не красок. Лиловые, фиолетовые, жёлтые цветы разбросаны среди травы, которая едва не доходит косцам до пояса. В правом углу изображена группа тесно растущих берёз, их ветви свисают вниз. Берёза — символ русской природы, одно из самых распространённых деревьев в Европейской части России. Многие русские художники часто изображали берёзы на своих картинах. Вдали темнеет лес. В левом верхнем углу виден кусочек ясного летнего неба. Чувствуется, что день солнечный и жаркий. Такая погода благоприятна для уборки сена. Картина «Сенокос» и другое полотно художника, сходное по сюжету — «Жатва» — впервые были показаны на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке в Государственной Третьяковской галерее. В это музее картина находится и в настоящее время. В «Сенокосе» Пластов запечатлён своё восхищение родной землёй, её щедростью и неброской красотой, и народом, выстоявшим в тяжёлые годы войны, не знавшей равных в истории.
своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания,
сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор
показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды –
подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и
Скотинины.
Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца,
который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться
захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек
учат грамоте (Софью), т.к. уверена в том, что многого можно добиться и
без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых…, на боку лежа, летят
себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит
сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в
люди», нанимая учить грамоте – дьячка Кутейкина, арифметике –
отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам – немца
Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину:
«А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно
«достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в
его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и
крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова –
невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык
подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне
советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь»,
выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана
на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает
ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не
волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит
слепой любовью, делая из него настоящего недоросля.
Братец Простаковой, Скотинин – любитель свиней, которых считает
«выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и
братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра,
считает, «что ученье – вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с
людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех
умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом:
«За ноги, да об угол!»
Простаков – безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я – женин муж».
Митрофан – истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и
лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от
радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний
недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну – так поминай, как
звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает
(«гарнизонная крыса»), грозит на них матери. Верную
Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» - грозит он
ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла
пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся
дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за
утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».
Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародуб: «Вот злонравия достойные плоды».