Грамматика состоит из двух частей: морфологии и синтаксиса.Морфология – раздел грамматики, изучающий слово и его изменение.Синтаксис – раздел грамматики, изучающий сочетания слов и предложения.Таким образом, слово является объектом изучения в лексикологии и в грамматике. Лексикологию в большей степени интересует лексическое значение слова – его соотнесённость с определёнными явлениями действительности, то есть, при определении какого-либо понятия мы стараемся найти его отличительную особенность.Грамматика же изучает слово с точки зрения обобщения его признаков и свойств. Если для лексики важно различие слов дом и дым, стол и стул, то для грамматики все эти четыре слова абсолютно одинаковы: они образуют одинаковые формы падежей и числа, имеют одинаковые грамматические значения.Грамматическое значение – это характеристика слова с точки зрения принадлежности к определённой части речи, наиболее общее значение, присущее ряду слов, не зависящее от их реально-вещественного содержания.Например, слова дым и дом имеют различные лексические значения: дом – это жилое здание, а также (собир.) люди, живущие в нём; дым – аэрозоль, образуемый продуктами неполного сгорания веществ (материалов). А грамматические значения у этих слов одинаковые: имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, II склонения, каждое из этих слов определяться прилагательным, изменяться по падежам и числам, выступать в роли члена предложения.Грамматические значения свойственны не только словам, но и более крупным грамматическим единицам: словосочетаниям, составным частям сложного предложения.Материальным выражением грамматического значения являетсяграмматическое средство. Чаще всего грамматическое значение выражается в аффиксах. Может быть выражено с служебных слов, чередования звуков, изменения места ударения и порядка слов, интонации.Каждое грамматическое значение находит своё выражение в форме.Грамматические формы слова могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими).Простая (синтетическая) грамматическая форма предполагает выражение лексического и грамматического значения в одном и том же слове, внутри слова (состоит из одного слова): читал – глагол форме времени.Когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуется сложная (аналитическая) форма (сочетание знаменательного слова со служебным): буду читать, давайте почитаем! В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать.Отдельные грамматические значения объединяются в системы. Например, значения единственного и множественного числа объединяются в систему значений числа. В таких случаях мы говорим о грамматической категории числа. Таким образом, можно говорить о грамматической категории времени, грамматической категории рода, грамматической категории наклонения, грамматической категории вида и т.д.Каждая грамматическая категория обладает рядом грамматических форм. Совокупность всех возможных форм данного слова называетсяпарадигмой слова. Например, парадигма существительных обычно состоит из 12 форм, у прилагательных – из 24.
1) Грамматически глагол говорит о действии предмета. Выделяют несколько групп действий, которые выражаются глаголами: 1.Работа, труд предмета речи: «точить», «водить», «строить», «копать». 2.Речевая или умственная деятельность: «говорить», «предполагать», «думать», «выяснять». 3.Движение предмета в пространстве, его положение: «ездить», «находиться», «сидеть», «располагаться». 4.Эмоциональное состояние предмета речи: «грустить», «ненавидеть», «лелеять», «любить». 5.Состояние окружающей среды: «вечереет», «морозит», «моросит». 6.Помимо общего грамматического значения глагола стоит сказать о его синтаксической функции. 2) Вид, Возвратность, Переходность, Спряжение 3) несовершенный-что делать например : класть, искать совершенный - что сделать например : расцвести, крикнуть, пнуть 4) Спряжение 5) спряжение глагола с безударным личным окончанием, понадобится перевести глагол в инфинитив (в неопределенную форму). В глаголах неопределенной формы нет окончания, есть суффикс: -ить, -еть, -ечь, -ять, -ать, -ыть, -оть, -уть. Спряжение определяем по гласной букве, стоящей перед -ть.К первому спряжению относятся глаголы с суффиксом -ать, -ять, -оть, -еть, -ыть, -уть. Например: работать, гулять, колоть, потеть, ныть, прыгнуть и т.п.Кроме того, к I спряжению относятся глаголы: брить и стелить, зиждиться и зыбиться. Это исключение из правил.К второму спряжению относятся глаголы с суффиксом -ить. Например: говорить, кормить и т.п.Также к II спряжению относятся:4 глагола с суффиксом -ать (держать, гнать, дышать, слышать).7 глаголов с суффиксом -еть (ненавидеть, терпеть, видеть, смотреть, зависеть, вертеть, обидеть.Эти глаголы исключение из правил. Их нужно запомнить. 6) Перехо́дный глаго́л — глагол, вступающий в сочетание с существительным в винительном падеже без предлога в значении прямого объекта действия. Грамматически противопоставлен непереходному глаголу. 7) Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам
1.Работа, труд предмета речи: «точить», «водить», «строить», «копать».
2.Речевая или умственная деятельность: «говорить», «предполагать», «думать», «выяснять».
3.Движение предмета в пространстве, его положение: «ездить», «находиться», «сидеть», «располагаться».
4.Эмоциональное состояние предмета речи: «грустить», «ненавидеть», «лелеять», «любить».
5.Состояние окружающей среды: «вечереет», «морозит», «моросит».
6.Помимо общего грамматического значения глагола стоит сказать о его синтаксической функции.
2) Вид, Возвратность, Переходность, Спряжение
3) несовершенный-что делать например : класть, искать
совершенный - что сделать например : расцвести, крикнуть, пнуть
4) Спряжение
5) спряжение глагола с безударным личным окончанием, понадобится перевести глагол в инфинитив (в неопределенную форму). В глаголах неопределенной формы нет окончания, есть суффикс: -ить, -еть, -ечь, -ять, -ать, -ыть, -оть, -уть. Спряжение определяем по гласной букве, стоящей перед -ть.К первому спряжению относятся глаголы с суффиксом -ать, -ять, -оть, -еть, -ыть, -уть. Например: работать, гулять, колоть, потеть, ныть, прыгнуть и т.п.Кроме того, к I спряжению относятся глаголы: брить и стелить, зиждиться и зыбиться. Это исключение из правил.К второму спряжению относятся глаголы с суффиксом -ить. Например: говорить, кормить и т.п.Также к II спряжению относятся:4 глагола с суффиксом -ать (держать, гнать, дышать, слышать).7 глаголов с суффиксом -еть (ненавидеть, терпеть, видеть, смотреть, зависеть, вертеть, обидеть.Эти глаголы исключение из правил. Их нужно запомнить.
6) Перехо́дный глаго́л — глагол, вступающий в сочетание с существительным в винительном падеже без предлога в значении прямого объекта действия. Грамматически противопоставлен непереходному глаголу.
7) Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам