ознакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать умение ставить знаки препинания между главными членами предложения; составлять предложения, в которых необходимо тире; формировать умение конструировать предложения по схемам; формировать умение согласовывать главные члены;развивать внимание, мышление, речь;воспитывать любовь к русскому языку.
(Учебник русского языка для 8 класса под редакцией М. М. Разумовской, П.А. Леканта).
Группа "А" - базовый уровень, группа "В" и "С" - продвинутый уровень.
Ход урока
I. Орг. момент. Тема, цель урока.
II. Объяснение нового материала.
1. На доске до урока написано:
А.С.Пушкин является величайшим писателем.
- Определите основу предложения.
- Охарактеризуйте сказуемое.
- Замените глагол-сказуемое на глагол-связку есть.
- Мы так говорим? (нет).
- Как быть? Лингвисты договорились вместо глагола-связки есть ставить тире. Запишите:
А. С. Пушкин - величайший писатель.
- Определите основу, задайте вопрос от подлежащего к сказуемому: что (кто) есть такое (такой)?
Задание: измените предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
- Что для этого нужно сделать? (Поставить именную часть сказуемого в И.п., опуская при этом глагол)
1) Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.
2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.
3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
3. Работа с учебником. Параграф 11 (стр.46)
1) чтение параграфа;
2) дополнение учителя:
III. Закрепление.
1. Составление таблицы по параграфу 11.
Группа С - составление таблицы, запись схем правил, самостоятельный подбор примеров.Группа В - подбор примеров из упр.74,75.Группа А - "прочитать" таблицу с примерами. Тире ставится Тире не ставится
2. Графическое объяснение пунктуации.
(Предложения записаны на обратной стороне доски до урока)
- Графически объясните, почему поставлено или не поставлено тире.
l) Beнера - самая яркая звезда ночного неба.
2) 3емля велика и прекрасна.
3) Ее глаза как яркие звезды.
4) Жить - Родине служить.
5) Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. (Пушкин).
3. Составление алгоритма рассуждения:
1) найти основу;
2) определить часть речи каждого члена предложения;
3) поставить вопрос к сказуемому;
4) посмотреть, нет ли союзов или частиц.
4. Объяснительный диктант.
1) Наши души - зеркала, отражающие нас.
2) В бою побывать - цену жизни узнать.
3) Воздух как роза.
4) Этот день словно праздник.
5) Север - это, болото без дна и края.
6) Дважды два - четыре.
7) Дело художника - рождать радость.
- Творческое задание: придумайте примеры к тем схемам, которые неиспользовались в диктанте.
5. Исследование языкового материала.
Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М.И. Цветаевой (Приложение 3), посвященном А. Блоку (Приложение 4).
Имя твое - птица в руке, Имя твое - льдинка на языке, Одно - единственное движение губ. Имя твое - пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту.
Роль тире - создание образа при метафоры, сравнения без сравнительного союза. Речь идет не только об имени, но и о восприятии поэта и его творчества. В слове "Блок" до революции 1917 года было 5 букв "Блокъ".
6. Проверочная работа.
Из карточек выписать № предложений, где надо ставить тире.
Карточка №1
Запишите номера предложений, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. (Для группы А)
Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра.Старость не радость.Пятью пять двадцать пять. Чтение вот лучшее учение.Южная ночь таинственна и прекрасна.Хороший вкус это прежде всего чувство меры.Жизнь нескончаемый экзамен.Озеро словно зеркало.Биться в одиночку жизни не перевернуть. Я честный человек.
Карточка №2
Запишите номера предложений, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. (Для группы В и С)
Ученье вот чума, учёность вот причина, что нынче, чем когда, разумных развелось людей, и дел, и мнений.Самые счастливые люди невежды, а слава удача.Моя солдатская шинель как печать отвержения.Но объяснение не оправдание.Федор знал, что Артём свой парень. Природа не храм, а мастерская.Море чудесное, синее, нежное.Твои речи будто острый нож.Все неудачники лгуны.Преодоление препятствия вот наша задача.
IV. Итог урока.
- Что нового для себя вы узнали на уроке? Выставление оценок.
VI. На дом: параграф 11 (всем)
Группа А - работа по таблице. Начертить таблицу. На каждый случай постановки или отсутствия тире между подлежащим и сказуемым подобрать по 2 - 3 примера.Группа В - упр.77 (письменно), 79 (устно).Группа С - составить рассказ на тему "Чтение - вот лучшее учение", употребляя тире между подлежащим и сказуемым в предложениях.
Знаменитый русский художник Виктор Михайлович Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко известны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие другие. Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из которой невольно вспоминаются при просмотре картины: «Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… » Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя. Сидя на своём верном друге, Иван-царевич крепко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, красная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту. Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная — русская красавица с длинными вьющимися русыми волосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею красавицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными камнями. Девушка положила голову на грудь своего у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сложила руки перед собой. Образ Василисы Прекрасной был написан художником со своей племянницы — Натальи Анатольевны Мамонтовой. Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото. Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Видно, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на и счастливый конец. Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки. В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Сером Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живописи, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.
Цель:
ознакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать умение ставить знаки препинания между главными членами предложения; составлять предложения, в которых необходимо тире; формировать умение конструировать предложения по схемам; формировать умение согласовывать главные члены;развивать внимание, мышление, речь;воспитывать любовь к русскому языку.(Учебник русского языка для 8 класса под редакцией М. М. Разумовской, П.А. Леканта).
Группа "А" - базовый уровень, группа "В" и "С" - продвинутый уровень.
Ход урока
I. Орг. момент. Тема, цель урока.
II. Объяснение нового материала.
1. На доске до урока написано:
А.С.Пушкин является величайшим писателем.
- Определите основу предложения.
- Охарактеризуйте сказуемое.
- Замените глагол-сказуемое на глагол-связку есть.
- Мы так говорим? (нет).
- Как быть? Лингвисты договорились вместо глагола-связки есть ставить тире. Запишите:
А. С. Пушкин - величайший писатель.
- Определите основу, задайте вопрос от подлежащего к сказуемому: что (кто) есть такое (такой)?
- Вспомните правило, сформулируйте его.
2. Творческий диктант (Приложение 1, Приложение 2).
Задание: измените предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
- Что для этого нужно сделать? (Поставить именную часть сказуемого в И.п., опуская при этом глагол)
1) Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.
2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.
3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
3. Работа с учебником. Параграф 11 (стр.46)
1) чтение параграфа;
2) дополнение учителя:
III. Закрепление.
1. Составление таблицы по параграфу 11.
Группа С - составление таблицы, запись схем правил, самостоятельный подбор примеров.Группа В - подбор примеров из упр.74,75.Группа А - "прочитать" таблицу с примерами. Тире ставится Тире не ставится2. Графическое объяснение пунктуации.
(Предложения записаны на обратной стороне доски до урока)
- Графически объясните, почему поставлено или не поставлено тире.
l) Beнера - самая яркая звезда ночного неба.
2) 3емля велика и прекрасна.
3) Ее глаза как яркие звезды.
4) Жить - Родине служить.
5) Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. (Пушкин).
3. Составление алгоритма рассуждения:
1) найти основу;
2) определить часть речи каждого члена предложения;
3) поставить вопрос к сказуемому;
4) посмотреть, нет ли союзов или частиц.
4. Объяснительный диктант.
1) Наши души - зеркала, отражающие нас.
2) В бою побывать - цену жизни узнать.
3) Воздух как роза.
4) Этот день словно праздник.
5) Север - это, болото без дна и края.
6) Дважды два - четыре.
7) Дело художника - рождать радость.
- Творческое задание: придумайте примеры к тем схемам, которые неиспользовались в диктанте.
5. Исследование языкового материала.
Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М.И. Цветаевой (Приложение 3), посвященном А. Блоку (Приложение 4).
Имя твое - птица в руке,Имя твое - льдинка на языке,
Одно - единственное движение губ.
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Роль тире - создание образа при метафоры, сравнения без сравнительного союза. Речь идет не только об имени, но и о восприятии поэта и его творчества. В слове "Блок" до революции 1917 года было 5 букв "Блокъ".
6. Проверочная работа.
Из карточек выписать № предложений, где надо ставить тире.
Карточка №1
Запишите номера предложений, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. (Для группы А)
Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра.Старость не радость.Пятью пять двадцать пять. Чтение вот лучшее учение.Южная ночь таинственна и прекрасна.Хороший вкус это прежде всего чувство меры.Жизнь нескончаемый экзамен.Озеро словно зеркало.Биться в одиночку жизни не перевернуть. Я честный человек.Карточка №2
Запишите номера предложений, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. (Для группы В и С)
Ученье вот чума, учёность вот причина, что нынче, чем когда, разумных развелось людей, и дел, и мнений.Самые счастливые люди невежды, а слава удача.Моя солдатская шинель как печать отвержения.Но объяснение не оправдание.Федор знал, что Артём свой парень. Природа не храм, а мастерская.Море чудесное, синее, нежное.Твои речи будто острый нож.Все неудачники лгуны.Преодоление препятствия вот наша задача.IV. Итог урока.
- Что нового для себя вы узнали на уроке? Выставление оценок.
VI. На дом: параграф 11 (всем)
Группа А - работа по таблице. Начертить таблицу. На каждый случай постановки или отсутствия тире между подлежащим и сказуемым подобрать по 2 - 3 примера.Группа В - упр.77 (письменно), 79 (устно).Группа С - составить рассказ на тему "Чтение - вот лучшее учение", употребляя тире между подлежащим и сказуемым в предложениях.Знаменитый русский художник Виктор Михайлович Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко известны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие другие. Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из которой невольно вспоминаются при просмотре картины: «Помчался серый волк с Иваном — царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… » Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя. Сидя на своём верном друге, Иван-царевич крепко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, красная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту. Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная — русская красавица с длинными вьющимися русыми волосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею красавицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными камнями. Девушка положила голову на грудь своего у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сложила руки перед собой. Образ Василисы Прекрасной был написан художником со своей племянницы — Натальи Анатольевны Мамонтовой. Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото. Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Видно, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных героев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на и счастливый конец. Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произведения написаны яркими светлыми красками — это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непременно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки. В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Сером Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живописи, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.