Схемы данных предложений (знаки препинания расставлены)
1) Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь (Л. Толстой). [ ], (когда ), (что ук.сл.), (с.с. ). ** ук.сл. – указательное слово с.с. – союзное слово
2) Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк, чтобы поведать чужим людям о своём счастье (А. Чехов). [ ], (как ук.сл.), (с.с. ), (чтобы ).
3) Человек одарён разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано. (А. Чехов) [ ], (чтобы ук.сл.), (с.с. ).
4) Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень. (М. Салтыков-Щедрин) [ ], (ибо ), (с.с. ).
5) Старик вернулся и заявил, что, кажется, придумал, как перебраться на другой берег незамеченным. (В.Арсеньев) [ ], (что, |в.с.|, ), (как ). **|в.с.| - вводное слово
6) Мне казалось, что нужно иметь колоссальный запас знания, чтобы по компасу и звёздам определить, в какой части обширнейшего океана находится наше судно. (А. Новиков-Прибой) [ ], (что ), (чтобы ), (с.с. ).
видеть(П) волка - бояться(П) волка.
Отрезать(Н) хлеба - есть(Н) без хлеба.
Узнать(Н) у товарища - встретить(П) товарища.
Побаиваться(П) соперника - победить(П) соперника - выиграть(Н) у соперника.
Знать(П) правила - не знать(Н) правил - придерживаться(Н) правил.
Хотеть(Н) воды - попить(Н) воды.
Насобирать(Н) грибов - не заметить(Н) гриба - любить(П) грибы - прочитать(Н) про грибы.
Измерить(П) глубину - остерегаться(Н) глубины - нырнуть(Н) в глубину.
2. Сражается, сражайся, сражался бы.
Ликует, ликуй, ликовал бы.
Учит, учи, учил бы.
Строит, строй, строил бы.
(знаки препинания расставлены)
1) Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам или тот, с кем говоришь (Л. Толстой).
[ ], (когда ), (что ук.сл.), (с.с. ).
** ук.сл. – указательное слово
с.с. – союзное слово
2) Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк, чтобы поведать чужим людям о своём счастье (А. Чехов).
[ ], (как ук.сл.), (с.с. ), (чтобы ).
3) Человек одарён разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано. (А. Чехов)
[ ], (чтобы ук.сл.), (с.с. ).
4) Воспитывайте в себе идеалы будущего, ибо это своего рода солнечные лучи, без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень. (М. Салтыков-Щедрин)
[ ], (ибо ), (с.с. ).
5) Старик вернулся и заявил, что, кажется, придумал, как перебраться на другой берег незамеченным. (В.Арсеньев)
[ ], (что, |в.с.|, ), (как ).
**|в.с.| - вводное слово
6) Мне казалось, что нужно иметь колоссальный запас знания, чтобы по компасу и звёздам определить, в какой части обширнейшего океана находится наше судно. (А. Новиков-Прибой)
[ ], (что ), (чтобы ), (с.с. ).