Наступление фашистских войск на ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 года. в августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа войска перерезали железные дороги, связывавшие ленинград со страной. 8 сентября 1941 года ‑фашистские войска овладели шлиссельбургом и отрезали ленинград от всей страны с суши. началась почти 900‑дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по ладожскому озеру и по воздуху. потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. по всем расчетам германского командования, ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы ленинграда: 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка города. вспыхнуло около 200 , один из них уничтожил бадаевские продовольственные склады. в сентябре‑октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено. убежденность в том, что врагу не удастся захватить ленинград, сдерживала темпы эвакуации людей. в блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. с начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению ленинграда неоднократно сокращались. в ноябре‑декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики ‑ всего 125 граммов. когда 25 декабря 1941 года впервые была сделана прибавка хлебного пайка ‑ рабочим ‑ на 100 граммов, остальным ‑ на 75, истощенные, изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью. это незначительное увеличение нормы выдачи хлеба давало пусть слабую, но надежду умирающим от голода людям. осень‑зима 1941‑1942 годов ‑ самое страшное время блокады. ранняя зима принесла с собой холод ‑ отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. транспорт стоял. от дистрофии и холода люди умирали тысячами. но ленинградцы продолжали трудиться ‑ работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. работали 13‑14‑летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов. блокада ленинграда: как выстоял город на неве борьба за ленинград носила характер. был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. на территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах. осенью на ладожском озере из‑за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. твердый лед на ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены. 22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. эта транспортная магистраль получила название "дорога жизни". в январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение. зимой началась эвакуация населения. первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. всего эвакуировали около миллиона человек. весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. нормы выдачи хлеба увеличились. советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. южнее ладожского озера образовался коридор шириной 8‑11 километров. по южному берегу ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через неву. в феврале 1943 года по ней в ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. ленинграда была снята полностью в ходе ленинградско‑новгородской операции 1944 года. в результате мощного наступления советских войск