Почему глагол считается одной из самых важных частей речи для выражения мыслей и чувств? Глагол рассказывает нам о действиях или состояние предмета (лица).
Слова какой части речи представить характер чайника. ,,оживить,, его? Глаголы: терпит, слушает, веселится, приплясывает и т.д.
Какие глаголы употреблены для этого в переносном значении? Сжимает зубы, терпит, слушает, веселится, плюёт (паром), приплясывает, подпрыгивает.
Выпиши слова, обозначающие действия лиц, предметов. Запиши вопросы к этим словам. Глаголы: плитка (что сделала?) раскалилась он (что делает?) не кипит, сжимает зубы, терпит, слушает. ни струйка пара (что делает) не вырывается бульканье (что делает?) не доносится Петрович (что делает?) не выдерживает и склоняется крышка (что делает) срывается чайник (что делает?) веселится, плюёт, приплясывает, подпрыгивает, грохочет.
За школой был пруд с чистой водой и песчаным пляжем. Розовая чайка пошла в небо бесшумной свечой. Народ называет землю кормилицей. Над березовой рощей плыло белое облако. Из-за толстых ракит и берез на нас глянул старенький домик с тесовой крышей. Ася прислонилась плечом к выступу скалы.
Б. Поставьте ударения. Выделите окончания. (окончания выделены прописными, нулевые окончания – пустым квадратиком).
За шко´лОЙ был пруд□ с чи´стОЙ водО´Й и песча´нЫМ пля´жЕМ. Ро´зовАЯ ча´йкА пошлА´ в не´бО бесшу´мнОЙ свечО´Й. Наро´д□ называ´ЕТ зе´млЮ корми´лицЕЙ. Над бере´зовОЙ ро´щЕЙ плы´лО бе´лОЕ о´блакО. Из-за то´лстЫХ раки´т□ и бере´з□ на нас гля´нул□ ста´ренькИЙ до´мик□ с тесо´вОЙ кры´шЕЙ. Ася прислони´лАсь плечО´М к вы´ступУ скалЫ´.
В. Разберите первое и второе предложение по членам предложения и частям речи.
1. За школой был пруд с чистой водой и песчаным пляжем.
Пруд – подлежащее, выражено существительным, подчеркиваем одной чертой.
Был глагольное сказуемое, выражено глаголом «быть» в форме времени, обладает значением бытийности.
За школой – обстоятельство места, выражено существительным в тв.пад. с предлогом, подчеркиваем пунктиром.
С чистой водой – несогласованное определение, раскрывающее качественную характеристику предмета (пруд), выраженное цельным словосочетанием, построенное по схеме: существительное в творительном падеже с предлогом «с» + согласованное с ним прилагательное. Подчеркиваем волнистой линией.
Пляжем - несогласованное определение, раскрывающее качественную характеристику предмета (пруд), построенное по схеме: существительное в творительном падеже с предлогом «с» (подразумевающимся). Подчеркиваем волнистой линией.
Глагол рассказывает нам о действиях или состояние предмета (лица).
Слова какой части речи представить характер чайника. ,,оживить,, его?
Глаголы: терпит, слушает, веселится, приплясывает и т.д.
Какие глаголы употреблены для этого в переносном значении?
Сжимает зубы, терпит, слушает, веселится, плюёт (паром), приплясывает, подпрыгивает.
Выпиши слова, обозначающие действия лиц, предметов. Запиши вопросы к этим словам.
Глаголы:
плитка (что сделала?) раскалилась
он (что делает?) не кипит, сжимает зубы, терпит, слушает.
ни струйка пара (что делает) не вырывается
бульканье (что делает?) не доносится
Петрович (что делает?) не выдерживает и склоняется
крышка (что делает) срывается
чайник (что делает?) веселится, плюёт, приплясывает, подпрыгивает, грохочет.
А. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
За школой был пруд с чистой водой и песчаным пляжем. Розовая чайка пошла в небо бесшумной свечой. Народ называет землю кормилицей. Над березовой рощей плыло белое облако. Из-за толстых ракит и берез на нас глянул старенький домик с тесовой крышей. Ася прислонилась плечом к выступу скалы.
Б. Поставьте ударения. Выделите окончания. (окончания выделены прописными, нулевые окончания – пустым квадратиком).
За шко´лОЙ был пруд□ с чи´стОЙ водО´Й и песча´нЫМ пля´жЕМ. Ро´зовАЯ ча´йкА пошлА´ в не´бО бесшу´мнОЙ свечО´Й. Наро´д□ называ´ЕТ зе´млЮ корми´лицЕЙ. Над бере´зовОЙ ро´щЕЙ плы´лО бе´лОЕ о´блакО. Из-за то´лстЫХ раки´т□ и бере´з□ на нас гля´нул□ ста´ренькИЙ до´мик□ с тесо´вОЙ кры´шЕЙ. Ася прислони´лАсь плечО´М к вы´ступУ скалЫ´.
В. Разберите первое и второе предложение по членам предложения и частям речи.
1. За школой был пруд с чистой водой и песчаным пляжем.
Пруд – подлежащее, выражено существительным, подчеркиваем одной чертой.
Был глагольное сказуемое, выражено глаголом «быть» в форме времени, обладает значением бытийности.
За школой – обстоятельство места, выражено существительным в тв.пад. с предлогом, подчеркиваем пунктиром.
С чистой водой – несогласованное определение, раскрывающее качественную характеристику предмета (пруд), выраженное цельным словосочетанием, построенное по схеме: существительное в творительном падеже с предлогом «с» + согласованное с ним прилагательное. Подчеркиваем волнистой линией.
Пляжем - несогласованное определение, раскрывающее качественную характеристику предмета (пруд), построенное по схеме: существительное в творительном падеже с предлогом «с» (подразумевающимся). Подчеркиваем волнистой линией.
Песчаным - согласованное определение (к слову пляжем), выражено прилагательным, подчеркиваем волнистой линией.
И – сочинительный одиночный союз, в данном предложении соединяет однородные определения.
2. Розовая чайка пошла в небо бесшумной свечой.
Чайка – подлежащее, выраженное существительным, подчеркиваем одной чертой.
Пошла глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме вр. сов.в., подчеркиваем двумя чертами.
Розовая – согласованное определение, выражено прилагательным, подчеркиваем волнистой линией.
В небо – обстоятельство места, выражено существительным в вин.пад. с предлогом, подчеркиваем пунктиром.
Свечой – обстоятельство образа действия, выражено существительным в творительном падеже, подчеркиваем пунктиром.
Бесшумной – согласованное определение, выражено прилагательным, подчеркиваем волнистой линией.
3. Словосочетания:
А.) За школой был пруд с чистой водой и песчаным пляжем.
Был за школой;
Пруд с чистой водой;
С чистой водой;
Пруд с пляжем;
Песчаным пляжем.
Б.) Розовая чайка пошла в небо бесшумной свечой.
Розовая чайка;
Пошла в небо;
Пошла свечой;
Бесшумной свечой.
Г. Орфограммы и правила:
ПруД (орфограмма – проверяемая согласная в корне). Проверяем, ставя в сильную позицию перед гласной: пруД – пруДик.
вОдой (орфограмма – безударная гласная в корне слова). Проверяем, найдя однокоренное слово с данной гласной под ударением. Водой – вОды.
пЕсчаным (словарное слово). Написание запоминаем: пЕсчаным.
песчАным (сочетания ча/ща под ударением пиши с «а»).
ПляжЕм (В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и ц без ударения пишется е).
свЕчой (орфограмма – безударная гласная в корне слова). Проверяем, найдя однокоренное слово с данной гласной под ударением.)свечой – свЕчи.
свечОй (в окончаниях существительных в творительном падеже под ударением пиши о).
кОрмилицей (орфограмма – безударная гласная в корне слова). Проверяем, найдя однокоренное слово с данной гласной под ударением.) кормилицей – кОрм.
кормилицЕй (В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и ц без ударения пишется е).
рощЕй (В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и ц без ударения пишется е).
БереЗ (орфограмма – проверяемая согласная в корне). Проверяем, ставя в сильную позицию перед гласной: берез – береЗы.
ДомИк (суффиксы «ик»/ «ек» существительных. При склонении не выпадает – пиши «ик», выпадает – «ек»). Домик /домика/домиком – не выпадает, пиши ИК.
КрышЕй (В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и ц без ударения пишется е).
ПлечОм (в окончаниях существительных в творительном падеже под ударением пиши о).
скАлы - (орфограмма – безударная гласная в корне слова). Проверяем, найдя однокоренное слово с данной гласной под ударением.) скалы – скАлы, скАльный.
Подробнее - на -