Во все времена самым основным и святым долгом для каждого человека была защита своей земли от врага. Жить как патриот и умереть за Родину всегда было великой честью. Картина Ю. Ракши «Проводы ополчения» посвящена теме защиты Руси от татаро-монгольского ига. Мы видим, что художник изобразил на полотне выходящее из ворот города ополчение, женщин и детей, провожающих своих мужчин на войну. С левой стороны картины, словно река, течет из белых городских ворот народная река: ратные люди города, крестьяне, простые горожане, пешие, всадники — все идут на бой, чтобы постоять за независимость своей земли. В центре картины и с правой ее стороны живописец изобразил детей, женщин: матерей, жен и сестер, которые вышли провожать своих мужей на ратный бой. Здесь и простолюдинки и женщины знатного рода. Они стоят, тесно прижавшись друг к другу: общее горе стерло социальные границы между ними. Одна из женщин крестится, кланяется войску. Она, как и все пришедшие провожать, понимает, что очень многие из воинов не вернуться из этого похода домой, поэтому она и кланяется им, как кланяются великомученикам. Каждая из женщин высматривает в идущих своего мужа, отца, сына, провожает глазами, а в глазах — тревога, печаль, невыразимое горе. Одна из женщин в красном сарафане изображена простоволосой, сидящей на траве, голова ее слегка закинута назад, рот приоткрыт — женщина плачет, причитая. Вся ее поза говорит о том, что она уже не рассчитывает увидеть живым того, кого провожает, потому плачет по нему как по мертвому. В центре провожающих — красивая молодая женщина, с заплетенными в косу волосами пшеничного цвета, с обручем на голове. На ней желтое с синей полосой платье. Она не простолюдинка, а женщина знатного рода. Левой рукой она обнимает мальчика, своего сына, который стоит опустив голову. Женщина провожает своего мужа, отца мальчика. Скорее всего он возглавляет ополчение. Женщина старается быть сильной, в глазах ее застыла печаль, но она не должна показать сыну свое горе — ведь, если ее муж погибнет, ей одной придется растить будущего защитника родной земли. Безусловно, она призывает сына гордиться своим отцом, защитником Отечества, который идет на бой святой. Зрителей картины поражает необычайная выразительность цветовой гаммы картины, как изумляет эмоциональная глубина переживаний, переданных художником в этом полотне. Образы женщин символизируют саму Русь, которая, провожая своих сыновей на смертельный бой, скорбит.
Весомая заслуга художника в том, что его грандиозное произведение словно переносит зрителя назад, в далекий 1380 г. и позволяет прочувствовать всю драматичность Куликовской битвой. Почему-то картина кажется живой. Глядя на нее, воспринимаешь все детали очень правдоподобными. Скажем, на изображении четко видны вдалеке крепостные стены, которые освещены ярким солнцем.
Картина имеет огромный замысел, большое значение, ее и вправду можно назвать великой. Она имеет высокую историческую ценность, поскольку написана художником с большой любовью к своей Родине.
Весомая заслуга художника в том, что его грандиозное произведение словно переносит зрителя назад, в далекий 1380 г. и позволяет прочувствовать всю драматичность Куликовской битвой. Почему-то картина кажется живой. Глядя на нее, воспринимаешь все детали очень правдоподобными. Скажем, на изображении четко видны вдалеке крепостные стены, которые освещены ярким солнцем.
Картина имеет огромный замысел, большое значение, ее и вправду можно назвать великой. Она имеет высокую историческую ценность, поскольку написана художником с большой любовью к своей Родине.