Написать сжатое изложение данного текста, обратить внимание на памятку ЯЗЫК ОБЕЗЬЯН
Много современных научных открытий связано с исследованиями общения приматов.
Так, недавно учёные расшифровали язык обезьян
тити и даже увидели его сходство с человеческим.
Результаты изучения общения приматов освещаются
в статье, опубликованной в последнем выпуске журнала «Биологические записки» 2013 года. Группа
шотландских исследователей отмечает, что, подавая
сигнал тревоги, обезьяны тити сообщают своим собратьям название хищника (птицы или зверя) и его месторасположение - в воздухе или на земле.
Общаясь между собой, обезьяны издают звуки в определённой последовательности, подобно тому, как люди выстраивают предложения. Учёные
пришли к выводу, что это первый случай, зафиксированный1 в мире животных, когда язык животных похож на человеческий.
Язык шимпанзе представляет синтез2 эмоциональной жестикуляции,
звуков и даже человеческого языка жестов. Всё это активно используется
обезьянами для общения. Жесты часто имеют определённую последовательность, которая, как и в случае с обезьянами тити, является отражением структуры предложения языка человека.
Учёные утверждают, что между языком жестов шимпанзе и человеческой
речью много общего. Такие элементы невербального общения3, как шлепки,
щекотка, толчки, блоки и удары, встречаются и у людей.
Самыми разнообразными коммуникации4 пользуются гориллы, живущие в дикой природе. Это звуки, жесты, хлопки. В неволе
этих приматов можно научить общаться с людьми с языка жестов глухонемых.
Например, самка гориллы по имени Коко овладела языком жестов
глухонемых. Сейчас в её «словаре» более 1000 слов-жестов, которые она
использует для построения сложных предложений и вопросов. Большинство из них относится к стандартному американскому языку жестов,
1 Зафиксированный - здесь: замеченный.
2 Сйнтез - здесь: соединение различных составляющих объекта в единое
целое.
3 Невербальное общение - обмен информацией без речевых и языковых средств посредством мимики, жестов, позы др.
4 Коммуникация - здесь: общение.
210
часть - к инстинктивным1 жестам горилл, ещё часть - к врождённым.
Также некоторые стандартные жесты, обычно сопровождающие американский вариант английского языка, были изменены для удобства животных. Все эти составляющие образовали язык жестов горилл.
Новое знание открывает перед нами гораздо более богатый мир общения, чем мы могли себе представить.
По А. Фёдорову
Вот как ето нужно делать
ПАМЯТКА
«Как работать над совершенствованием сжатого текста научного стиля»
1. Проанализируйте, полно ли раскрыты тема и основная мысль повествования.
2. Просмотрите, не изложены ли какие-либо лишние сведения.
3. Проверьте последовательность и логичность изложения.
4. Продумайте, какими языковыми средствами (терминами, словами с обобщённым и отвлечённым значениями и др.) можно подчеркнуть
стилистические особенности научного повествования. При необходимости добавьте их в текст.
5. Исправьте грамматические и речевые ошибки.
мне очень мне нужно всё ето зделать очень быстро
Відповідь:
Послушайте текст. Сформулируйте его основную мысль. Скажите, в чём
заключается принцип «үлкен кіші» (старший младший)? Найдите в
тексте предложения с причастиями, выпишите их и задайте к ним вопрос.
«Үлкен
Kiri
В казахской семье уважение к родителям, по традиции прививаемое
с раннего детства, является важной национальной чертой.
Общий основополагающий принцип взаимоотношений
внутри
казахской семьи это принцип «үлкен кіші» (старший - младший),
являющийся основой воспитания у казахов. Он означает, что старший
член семьи должен осознавать свой статус и быть позитивным примером
для младшего, а младший должен уважать старшего и брать с него пример.
Человек, воспитанный в соответствии с этим принципом, воспринимает
его как универсальный: с уважением надо относиться к любому более
старшему человеку, а тот, в свою очередь, вправе рассчитывать на
уважение тех, кто моложе.
Поэтому в общественных
молодых людей, воспитанных
в соответствии с этим принципом, не нужно просить уступить место
послому человеку в транспорте ему донести сумку или перейти
улицу.
(По с.л. Евдокимовой, Н.А. Цветковой)
местах
Пояснення: