Написать выборочно-распределительный диктант по этому
тексту. Что вы будете распределять? (глаголы 1 и 2 спр.)
Как поп себе работницу нанимал.
Зовет поп себе девушку в работницы и молв_т: «Житьё
тебе у меня буд_т лёгкое. Не столько работа_шь, сколько
отдыха_шь.
Утром встан_шь до свету. Избу вымо_шь, двор и хлев
вычист_шь, коров подо_шь, в поле выпуст_шь - и спи,
отдыхай.
Завтрак состряпа_шь, самовар согре_шь, нас завтраком
накорм_шь – и спи, отдыхай.
Днём в поле поработа_шь, в огороде пропол_шь, коли
зимой – за дровами, за сеном съезд_шь – и спи, отдыхай.
Вечером коров встрет_шь, напо_шь, подо_шь – и спи,
отдыхай.
Ночью попрядёшь, поткёшь, повяж_шь, повышива_шь – и
опять спи, отдыхай».
Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянной утвари — раскалывание чурбанов на баклуши, обтёсывание баклуши вчерне, проводились не ремесленником, а подмастерьем или даже ребёнком. Сначала, это выражение имело смысл, который заключался в том, что какой - либо человек делал нетрудное дело. Затем же, оно стало означать безделье.
2. Звучал булат, картечь визжала (Л.).
3. Деревья группировались в каких-то чудовищ (Гонч.).
4. Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье кругом (Ник.).
5. Сбросив котомку с плеч, Ленька положил на нее голову и крепко заснул (М. Г.).
6. Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь, оттого пред сонмом уходящих я всегда испытываю дрожь (Ее.).
7. Ощутив горечь во рту, он вынул папиросу (И. О.).
8. Игра не стоит свеч (поел.).
II. 1. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно (Л.).
2. А ведь Кирилл всегда терпеть не мог этого фразера, этого любимчика театральных барышень (Фед.).
3. Крайнев видит затейливые купола Василия Блаженного, острия кремлевских башен (Б. Попов).
4. Много песен слыхал я в родной стороне («Дубинушка»).
5. Значительно расширилась сеть библиотек-читален.
6. Застраиваются прежние пустыри в районе городских боен.