«Бородино» (1837) стало первым произведением Лермонтова, в котором раскрывается тема русского народа как активной силы истории. Стихотворение было написано в связи с исполнявшимся 25-летием Отечественной войны 1812 г. В противовес консервативной поэзии и публицистике рассказ о героических подвигах был доверен простому человеку — старому солдату, выражающему народный взгляд на войну. Не случайно рассказчик очень мало говорит о себе: гораздо чаще, чем «я» , звучит у него «мы» . Образ ветерана дан не через портрет или описание, а через его речевую манеру, высоко оцененную Белинским: «…В каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии» . За словами рассказчика ощущается и авторский голос. Рядом с просторечной лексикой возникает и книжная речь, литературные обороты: «поле грозной сечи» , «ночная пала тень» , «сражен булатом» и т. д. Точнее говоря, голос автора незаметно сливается с рассказом ветерана, образуя сложное стилистическое единство, подчеркивающее значительность происходящих событий. Исторически и психологически правдивый образ старого солдата, выражавший обобщенное сознание народа, являлся художественным открытием Лермонтова. Л. Толстой назвал «Бородино» зерном «Войны и мира». Однако в «Бородине» была еще одна мысль, повторенная дважды. Белинский считал ее основной идеей стихотворения: «Эта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому столь полному славы и великих дел» . Отмеченное критиком противопоставление особенно остро ощущается при сравнении «Бородина» с гениальной «Смертью Поэта».
Существуют корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся корни с чередующимися гласными.
В корне -кос- / -кас- в безударном положении пишется буква а , если после корня есть суффикс -а- ; если суффикса -а- нет, то пишется буква о :
В корне -гор- / -гар- , в безударном положении пишется буква о , под ударением а :
горе́ть, зага́р.
В корне -клан- / -клон- в безударном положении пишется буква о , под ударением та гласная, которая слышится — о или а :
поклони́ться, преклони́ть; покло́н — кла́няться.
В корне -зар- / -зор- в безударном положении пишется буква а , под ударением та гласная, которая слышится — о или а :
«…В каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии» .
За словами рассказчика ощущается и авторский голос. Рядом с просторечной лексикой возникает и книжная речь, литературные обороты: «поле грозной сечи» , «ночная пала тень» , «сражен булатом» и т. д. Точнее говоря, голос автора незаметно сливается с рассказом ветерана, образуя сложное стилистическое единство, подчеркивающее значительность происходящих событий. Исторически и психологически правдивый образ старого солдата, выражавший обобщенное сознание народа, являлся художественным открытием Лермонтова. Л. Толстой назвал «Бородино» зерном «Войны и мира». Однако в «Бородине» была еще одна мысль, повторенная дважды. Белинский считал ее основной идеей стихотворения: «Эта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому столь полному славы и великих дел» . Отмеченное критиком противопоставление особенно остро ощущается при сравнении «Бородина» с гениальной «Смертью Поэта».
В корне -кос- / -кас- в безударном положении пишется буква а ,
если после корня есть суффикс -а- ; если суффикса -а- нет,
то пишется буква о :
В корне -гор- / -гар- , в безударном положении пишется буква о ,
под ударением а :
горе́ть, зага́р.
В корне -клан- / -клон- в безударном положении пишется буква о ,
под ударением та гласная, которая слышится — о или а :
поклони́ться, преклони́ть; покло́н — кла́няться.
В корне -зар- / -зор- в безударном положении пишется буква а ,
под ударением та гласная, которая слышится — о или а :
заря́; зо́рька — за́рево.
БЕЗ УДАРЕНИЯ: -гор-, -клон-, -зар- .