аба́й (ибраги́м) кунанба́ев[1] (каз. абай құнанбайұлы ( (10 август [23 августа] 1845, урочище жидебай (каз. жидебай), чингизская волость, семипалатинский уезд, восточный казахстан , казахстан — 23 июня [6 июля] 1904, там же) — казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель[2], общественный деятель, основоположник казахской письменной и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с , а также европейской культурой на основе просвещённого ислама.
настоящее имя — ибрагим, но прозвище абай (каз. абай «внимательный», «осторожный»), данное бабушкой зере, закрепилось за ним на всю жизнь. племянник абая — также известный казахский поэт и философ шакарим кудайбердиев.
в августе 1945 года исполняется сто лет со дня рождения великого казахского поэта-просветителя абая кунанбаева.
еще в тяжелую пору колонизации и межродовых тяжб абай мужественно и гордо поднял стяг борьбы за прогресс и просвещение, ведя кочевой казахский народ на большую дорогу к знанию и свету.
всю жизнь абай мечтал и неутомимо трудился, чтобы родной его казахский народ был свободным, , сильным, богатым, счастливым – каким стал он в нашу советскую эпоху.
поэт-просветитель абай стремился, чтобы каждый сын и каждая дочь казаха стали сознательными и культурными, чтобы просвещение стало уделом всего казахского народа, чтобы мужество и благородство были национальными чертами казахов. в неустанном труде на благо народа и человечества абай видел путь к счастью. он говорил: "станешь грудиться только для себя, – уподобишься животному, пасущемуся ради себя". только три следующие качества делают человека личностью: ум, воля и сердечность, – учил поэт.
абай – основоположник новой казахской с ее глубиной мысли и мастерским, красочным языком. "моя цель – создать стихи – чеканных слов набор", – говорил абай. и этой цели он достиг. стихи, что " в серебряной оправе", мысль глубокую в искрящейся серебром словесной форме, абай оставил в наследие своему народу. реальные картины жизни казахов, их миропонимание, тоска и скорбь народная, идеал и стремления - во всем этом запечатлел великий поэт величавый облик казахского народа, с терпением и достоинством переносившего двойной гнет и со стороны феодалов-баев, и со стороны царских администраторов, но никогда не гасившего огня надежды на свое право быть достойным и свободным народом.
абай прозорливо видел свой путь и судьбу своего народа, неразрывно связанными с великим народом. он полюбил ото всей большой своей души народ, его культуру, его .
и в наши дни, когда явью стало то, о чем абай мечтал и ради чего трудился, имя поэта, его образ не только являются предметом почитания, но и живым примером. абай своими пламенными стихами вдохновляет наш народ, отстоявший свою родину в смертельной схватке с фашизмом и строящий социалистическое отечество – царство мира, труда, свободы и знания.
юбилейная дата августа 1945 года будет великим все-народным торжеством победы народа, создавшего национальную по форме, социалистическую по содержанию культуру, воплотившего в жизнь величайшие идеалы человечества – гуманизм и братство народов.
ответ:
аба́й (ибраги́м) кунанба́ев[1] (каз. абай құнанбайұлы ( (10 август [23 августа] 1845, урочище жидебай (каз. жидебай), чингизская волость, семипалатинский уезд, восточный казахстан , казахстан — 23 июня [6 июля] 1904, там же) — казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель[2], общественный деятель, основоположник казахской письменной и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с , а также европейской культурой на основе просвещённого ислама.
настоящее имя — ибрагим, но прозвище абай (каз. абай «внимательный», «осторожный»), данное бабушкой зере, закрепилось за ним на всю жизнь. племянник абая — также известный казахский поэт и философ шакарим кудайбердиев.
абай – великий казахский поэт
в августе 1945 года исполняется сто лет со дня рождения великого казахского поэта-просветителя абая кунанбаева.
еще в тяжелую пору колонизации и межродовых тяжб абай мужественно и гордо поднял стяг борьбы за прогресс и просвещение, ведя кочевой казахский народ на большую дорогу к знанию и свету.
всю жизнь абай мечтал и неутомимо трудился, чтобы родной его казахский народ был свободным, , сильным, богатым, счастливым – каким стал он в нашу советскую эпоху.
поэт-просветитель абай стремился, чтобы каждый сын и каждая дочь казаха стали сознательными и культурными, чтобы просвещение стало уделом всего казахского народа, чтобы мужество и благородство были национальными чертами казахов. в неустанном труде на благо народа и человечества абай видел путь к счастью. он говорил: "станешь грудиться только для себя, – уподобишься животному, пасущемуся ради себя". только три следующие качества делают человека личностью: ум, воля и сердечность, – учил поэт.
абай – основоположник новой казахской с ее глубиной мысли и мастерским, красочным языком. "моя цель – создать стихи – чеканных слов набор", – говорил абай. и этой цели он достиг. стихи, что " в серебряной оправе", мысль глубокую в искрящейся серебром словесной форме, абай оставил в наследие своему народу. реальные картины жизни казахов, их миропонимание, тоска и скорбь народная, идеал и стремления - во всем этом запечатлел великий поэт величавый облик казахского народа, с терпением и достоинством переносившего двойной гнет и со стороны феодалов-баев, и со стороны царских администраторов, но никогда не гасившего огня надежды на свое право быть достойным и свободным народом.
абай прозорливо видел свой путь и судьбу своего народа, неразрывно связанными с великим народом. он полюбил ото всей большой своей души народ, его культуру, его .
и в наши дни, когда явью стало то, о чем абай мечтал и ради чего трудился, имя поэта, его образ не только являются предметом почитания, но и живым примером. абай своими пламенными стихами вдохновляет наш народ, отстоявший свою родину в смертельной схватке с фашизмом и строящий социалистическое отечество – царство мира, труда, свободы и знания.
юбилейная дата августа 1945 года будет великим все-народным торжеством победы народа, создавшего национальную по форме, социалистическую по содержанию культуру, воплотившего в жизнь величайшие идеалы человечества – гуманизм и братство народов.