Работа над темой «Обращение и знаки препинания при нем» позволяет познакомить учащихся со выражения обращения в русском языке, с сопровождающей его звательной интонацией, его стилистическими особенностями и функциями в речи. Поэтому она имеет и речеведческую, и воспитательную направленность, кроме того развитию пунктуационных навыков и умений восьмиклассников. Обращение в соответствии с традициями отечественной грамматики рассматривается в учебнике как элемент, не входящий в структуру предложения, не являющийся его членом и остающийся внутренне чуждым «приютившей»1 его синтаксической конструкции. Обращение определяется как «слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью». В параграфе, ему посвященном, указываются выражения обращения, основные сферы его употребления (устная речь, письма, художественная речь), рассматриваются возможные позиции обращения и формулируются правила постановки знаков препинания в предложениях с обращением. Знакомству с теоретическими сведениями должна предшествовать работа над упр. 355. Выполняя его, ученики трансформируют приведенные предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями, форма изъявительного наклонения глагола при этом заменяется формой повелительного наклонения. Учащиеся должны прочитать получившиеся в результате предложения, соблюдая правильную интонацию, и определить форму выражения обращения (в данном упражнении это форма существительного в именительном падеже и форма субстантивированного причастия в том же падеже — отъезжающие.
Хвостом [ хвас-том ] - 2 слога, 7 зв., 7 букв; х [ х ] - cогл., тв., глух.; в [ в ] - согл., тв., зв.; о [ а ] - гл., безуд.; с [ с ] - согл., тв., глух.; т [ т ] - согл., тв., глух.; о [ о`] - гл., уд.; м [ м ] - согл., тв.,зв.
Хвостом [ хвас-том ] - 2 слога, 7 зв., 7 букв; х [ х ] - cогл., тв., глух.; в [ в ] - согл., тв., зв.; о [ а ] - гл., безуд.; с [ с ] - согл., тв., глух.; т [ т ] - согл., тв., глух.; о [ о`] - гл., уд.; м [ м ] - согл., тв.,зв.