Летят перелетные (птицы какие?) птицы (и.п.) В осенней (дали какой?) дали (п.п.) голубой Летят они в жаркие (страны какие?) страны (в.п.), а я остаюся с тобой. Сладкой (бессонницей какой?) бессонницей (т.п.) юность мою Звездное (небо какое?) небо (и.п.) томило Где бы я ни был, казалось, стою В центре вселенского (мира какого?) мира (р.п.).
Окончание прилагательных определяем по окончанию вопроса, который задается от существительного. и.п. именительный падеж р.п. родительный падеж в.п. винительный падеж т.п. творительный падеж д.п. дательный падеж
На вступительные экзамены в Дворянский институт меня привела Марья Федоровна Фёдоровна, начальница того детского пансиона, где я начал свое мученическое восхождение по проклятой тропе наук.Перед институтскими экзаменами мы страшно волнуемся. Экзаменуют в актовом зале. Я еще никогда не видел такого паркета. В нем отражаешься, как в зеркальных витринах на Большой Покровке.А скользкий он, как лед на Чернопрудском катке. Сегодня экзамен по диктанту.Марья Федоровна шепчет мне:— Толя, сядь на парту у окна, выходящего в коридор.— Хорошо, Марья Федоровна.Неужели она собирается мне подсказывать? Кто? Сама начальница пансиона! Важная дама с лорнетом и волосами белыми, как салфетка. Суровая, как солдат на часах у губернаторского дворца. Она будет подсказывать мне, как Алеша Гриневич, которого она сама ставила за это в угол носом? Я пишу диктант. Сердце — ледяная сосулька, а в голове чад, как на кухоньке у Мити Лопушка, где всякий день жарили на конопляном масле превкусные оладьи. Мы с Митей частенько менялись: он мне давал две оладьи, а я ему бутерброд с ветчиной и бутерброд с швейцарским сыром, которыми мне полагалось завтракать в пансионе.Лысый педагог, коварный человек с невнятно скрипучим голосом, нарочно диктует так, чтобы я сделал как можно больше ошибок:Птичка Божия не знает Ни заботы, ни труда…Где писать «не», где «ни»? А как писать «птичку»? С мягким знаком или без мягкого?… Вся надежда на Марью Федоровну. В ней мое Но в актовом зале все нижние стекла молочные, непроницаемые! А Марья Федоровна все-таки не великан, даже на своих французских каблуках. Может быть, она догадается и встанет на цыпочки, чтобы увидеть, какой кошмар творится в моей тетради?И вдруг ее лорнет сверкнул над молочным стеклом.Ледяная сосулька в моей груди постепенно оттаивает.Но…Что это?Глаза Марьи Федоровны от ужаса вылезают из орбит. Над молочным стеклом появляется ее рука в черной кружевной митенке. Сухонький палец растерянно подает мне какие-то непонятные сигналы и знаки. Из всего этого ясно одно: я сделал ошибку… Где? Какую?… Перечитываю. Вон она! Вот! Я написал «птичку» без мягкого знака.Радостно исправляю и победоносно смотрю на Марью Федоровну, поднявшуюся на цыпочки. А она с искаженным от ужаса лицом в отчаянии хватается за голову и стремительно отходит от окна.«Дура! Старая дура! — ругаюсь я. — Даже подсказать как следует не умеет!»Ее авторитет безнадежно падает в моих глазах.«А еще начальница пансиона!»За диктант я получил тройку. Но меня все-таки приняли, так как все остальные предметы сдал на пять.С осени уже буду расхаживать в черных суконных брюках и в длиннополом мундире с красным воротником, как у предводителя дворянства.
В осенней (дали какой?) дали (п.п.) голубой
Летят они в жаркие (страны какие?) страны (в.п.), а я остаюся с тобой.
Сладкой (бессонницей какой?) бессонницей (т.п.) юность мою
Звездное (небо какое?) небо (и.п.) томило
Где бы я ни был, казалось, стою
В центре вселенского (мира какого?) мира (р.п.).
Окончание прилагательных определяем по окончанию вопроса, который задается от существительного.
и.п. именительный падеж
р.п. родительный падеж
в.п. винительный падеж
т.п. творительный падеж
д.п. дательный падеж
Я пишу диктант. Сердце — ледяная сосулька, а в голове чад, как на кухоньке у Мити Лопушка, где всякий день жарили на конопляном масле превкусные оладьи. Мы с Митей частенько менялись: он мне давал две оладьи, а я ему бутерброд с ветчиной и бутерброд с швейцарским сыром, которыми мне полагалось завтракать в пансионе.Лысый педагог, коварный человек с невнятно скрипучим голосом, нарочно диктует так, чтобы я сделал как можно больше ошибок:Птичка Божия не знает Ни заботы, ни труда…Где писать «не», где «ни»? А как писать «птичку»? С мягким знаком или без мягкого?… Вся надежда на Марью Федоровну. В ней мое Но в актовом зале все нижние стекла молочные, непроницаемые! А Марья Федоровна все-таки не великан, даже на своих французских каблуках. Может быть, она догадается и встанет на цыпочки, чтобы увидеть, какой кошмар творится в моей тетради?И вдруг ее лорнет сверкнул над молочным стеклом.Ледяная сосулька в моей груди постепенно оттаивает.Но…Что это?Глаза Марьи Федоровны от ужаса вылезают из орбит. Над молочным стеклом появляется ее рука в черной кружевной митенке. Сухонький палец растерянно подает мне какие-то непонятные сигналы и знаки. Из всего этого ясно одно: я сделал ошибку… Где? Какую?… Перечитываю. Вон она! Вот! Я написал «птичку» без мягкого знака.Радостно исправляю и победоносно смотрю на Марью Федоровну, поднявшуюся на цыпочки. А она с искаженным от ужаса лицом в отчаянии хватается за голову и стремительно отходит от окна.«Дура! Старая дура! — ругаюсь я. — Даже подсказать как следует не умеет!»Ее авторитет безнадежно падает в моих глазах.«А еще начальница пансиона!»За диктант я получил тройку. Но меня все-таки приняли, так как все остальные предметы сдал на пять.С осени уже буду расхаживать в черных суконных брюках и в длиннополом мундире с красным воротником, как у предводителя дворянства.