Напишите предложения. Составьте их схемы, объясните постановку знаков препинания. 1. Большую мерзлую елку, аромат которой мигом разлетелся во все уголки, втащили в гостиную. 2. Захар долго стучал и тесал топором, чтобы приладить к ней большой крест. 3. Когда дерево наконец подняли, оно оказалось слишком высоким. Свяжите части предложений, подходящие друг другу по смыслу. Укажите виды придаточных.
1.По всему дому запахло хвоей … когда понемногу слежавшиеся ветви оттаяли
2.Деревья почтительно расступились…чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе.
3. Снег набился в глубокие морщины коры…поэтому толстый, в три обхвата, ствол казался серебряными нитями.
4. И дышалось возле дуба как-то особенно легко… словно и в глубоком своём зимнем сне источал он вешний аромат цветения.
- Прочитайте получившиеся предложения (обучающиеся читают предложения)
Задание №4
- Посмотрите на следующее задание в ваших рабочих листах. Прочитайте задание. Понятна ли вам ваша задача?
· Числовой диктант
Перед вами пронумерованные предложения и пронумерованные схемы этих предложений. Найдите для каждого предложения свою схему, запишите только числа.
1. Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школы.
2. Едва они ступили в лес, тяжко гружёные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной.
3. Несмотря на то, что сороки и вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, обламывали хрупкие, сухие прутики, ничто не рождало здесь ни звука.
4.Казалось, что вся природа была полна испуга и торжественного ожидания.
5. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё не могло бы сыскать себе лучшей квартиры.
- А сейчас я по вас обменяться тетрадями и проверить правильность выполнения данного задания. Кто справился без ошибок?
- А у нас с вами осталось последнее задание. И будет оно носить творческий характер. Обратите внимание, какой теме были посвящены сегодня все разобранные нами предложения? Как вы относитесь к этому времени года? Какими словами вы могли бы описать зиму?
1.Выпишите СПП с придаточным изъяснительным (1 вар.)/ определительным (2 вар.), составьте схемы предложений, подчеркните грамматические основы.
2.Найдите в тексте предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка; запишите исправленный вариант.
3.Прочитайте выделенное предложение. Переделайте его из простого в сложное. Определите вид придаточной части, составьте схему.
Прочитайте текст, выполните предложенные к нему задания.
Мы ехали берегом реки на юг, а зима догоняла нас с севера. Однако могло показаться, что она идет нам навстречу. На одной из станций мы соблазнились чудесною лунною ночью, поэтому и легли на берегу, устроив себе постели в лодках. Ночью мне показалось, что кто-то жжет мне пламенем правую щеку. Я проснулся и увидел, что лунная ночь ещё более побелела. Кругом стоял иней, который покрыл и мою подушку. Именно это его прикосновение и показалось мне таким горячим. В это время в соседней лодке встал другой мой спутник, приподняв шкуры, которыми он был покрыт. Весь он казался белым привидением. Когда лодка под ним колыхнулась на воде послышался звон. Это в местах, защищенных от быстрого течения, становились первые «забеги», еще тонкие, ломавшиеся и звеневшие, как хрусталь.
Жирным шрифтом выделены существительные, к которым относятся причастия
Добро – светлое и приятное чувство, которое дарит улыбку, приносит радость. Иногда оно вызывает замирание сердца. Добро сравнимо с кусочком счастья.
У всех моих друзей свое определение добра. Кто-то считает, что быть добрым – значит, не обижать слабых, не обманывать и людям. Другие считают, если ты выполнил долг перед семьей, перед родными, никого не подвел – это доброта.
Добро в моем понимании - это намеренно и бескорыстно другому, не ожидая чего-то взамен. Если я просто подсказал незнакомому мне человеку, как пройти в интересующее его место - это уже добро. Добро, сделанное без усилий и спонтанно - самый приятный поступок для меня.
Я стараюсь быть хорошим и делать добро для всех. Для знакомых и незнакомы добро.