В начале урока часто использую прием самопроверки, так как работа, проверенная самим учеником, принесет большую пользу, так как он сразу увидит результат.
Задание ученик проверяет красным карандашом. Приемы самопроверки для разных учеников разные: одни проверяют записанные по напечатанным текстам, другие - по орфографическому словарю, третьи - с моего голоса, которым четко произношу трудные места в слове или предложении.
Ученик сам ставит себе оценку. А моя задача состоит в том, чтобы научить учеников внимательно проверять свои работы.
За добросовестную проверку, когда ученик не пропускает ни одной ошибки, он получает в журнал «пять», а при пропуске даже одной ошибки, получает «два».
Индивидуальная работа при создании задач творческого характера
Часто проводится работа по созданию примеров по аналогии с теми словами и предложениями, которые дает учитель.
Ученик должен найти все орфограммы в названном мною слове, обозначить их, сверяя свои предложения с обозначением орфограмм на обложке учебника, и если в слове одна орфограмма, то записать одно слово, если две - два слова с разными орфограммами и т. д.
Например, диктуется словостелется; в нем 3 орфограммы: (е-и в корнях с чередованием), {е-и в окончаниях глаголов I и II спряжения), (-тся, ться в глаголах). Запись в тетради ученика должна выглядеть так:
B) стелется (что делает? - 3 л. ед. ч.), кусается (Зл. ед. ч.).
Ученики встают в позицию «исследователя», а это и создает ту истинную активность, учитывающую индивидуальность ученика.
Индивидуальная работа при проверке домашнего задания
Формы проверки домашнего задания разнообразны. Часто проверяем домашнее задание, собирая трудные случаи в диктовки « По следам выученных параграфов», «По следам выполненных упражнений». Такая работа проходит с последующей самопроверкой, если слова были без пропуска букв или знаков препинания.
Очень полезна и взаимопроверка домашнего задания.
Эффективно проходит проверка домашнего задания, когда оно тесно связано с новым материалом урока, тогда класс несколько раз обращается к домашнему заданию, и его проверка осуществляется рассредоточено.
Индивидуальная работа при объяснении нового материала
Индивидуальная работа с учащимися на главном этапе урока - на этапе объяснения нового - это самое сложное дело.
Приведу пример построения урока, на котором изучалась новая тема.
Урок в 8 классе. Тема урока - «Предложения двусоставные и односоставные».
На доске записаны слова: Поэзия Пушкина - неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водой» всех, кто прикоснется к нему.
Общая работа с классом:
- Почему именно эти слова записаны как эпиграф?
- Что в записанном предложении требует объяснения? Индивидуальные задания: I группа разбирает предложение, II группа
разбирает по составу слованеиссякаемый, прикоснется, III и IV группы обозначают орфограммы в словахнеиссякаемый, е сказке, живою, прикоснется.Отвечают по одному из каждой группы; все видят, что записанное предложение двусоставное.
Записываем следующий пример: Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. Учащиеся подчеркивают основу, и класс переходит к теме урока. Отвечаем на первый вопрос:
- На какие группы по строению грамматической основы делятся простые предложения? Как определить, двусоставное или односоставное предложение вам дано?
Записываем предложение: Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой, красою тихою, блистающей смиренно. Проводим общий лингвистический анализ текста:
- Какую картину рисует поэт? Что мы видим за несколькими словами поэта? Подберите синонимы к словамбранить, блестеть. Почему из всех слов-синонимов поэт берет слово бранить!Почему Пушкин называет красоту осени тихой! И т.д. какие еще строки поэта об осени вы знаете? Запишите, определите, двусоставное или односоставное предложение вы записали. Учащиеся записывают:
В начале урока часто использую прием самопроверки, так как работа, проверенная самим учеником, принесет большую пользу, так как он сразу увидит результат.
Задание ученик проверяет красным карандашом. Приемы самопроверки для разных учеников разные: одни проверяют записанные по напечатанным текстам, другие - по орфографическому словарю, третьи - с моего голоса, которым четко произношу трудные места в слове или предложении.
Ученик сам ставит себе оценку. А моя задача состоит в том, чтобы научить учеников внимательно проверять свои работы.
За добросовестную проверку, когда ученик не пропускает ни одной ошибки, он получает в журнал «пять», а при пропуске даже одной ошибки, получает «два».
Индивидуальная работа при создании задач творческого характера
Часто проводится работа по созданию примеров по аналогии с теми словами и предложениями, которые дает учитель.
Ученик должен найти все орфограммы в названном мною слове, обозначить их, сверяя свои предложения с обозначением орфограмм на обложке учебника, и если в слове одна орфограмма, то записать одно слово, если две - два слова с разными орфограммами и т. д.
Например, диктуется словостелется; в нем 3 орфограммы: (е-и в корнях с чередованием), {е-и в окончаниях глаголов I и II спряжения), (-тся, ться в глаголах). Запись в тетради ученика должна выглядеть так:
A) стелется (не перед а),расстелить (не перед а);
Б) стелется -1 спр.(н.ф. стлаться), борется -1 спр. (бороться);
B) стелется (что делает? - 3 л. ед. ч.), кусается (Зл. ед. ч.).
Ученики встают в позицию «исследователя», а это и создает ту истинную активность, учитывающую индивидуальность ученика.
Индивидуальная работа при проверке домашнего задания
Формы проверки домашнего задания разнообразны. Часто проверяем домашнее задание, собирая трудные случаи в диктовки « По следам выученных параграфов», «По следам выполненных упражнений». Такая работа проходит с последующей самопроверкой, если слова были без пропуска букв или знаков препинания.
Очень полезна и взаимопроверка домашнего задания.
Эффективно проходит проверка домашнего задания, когда оно тесно связано с новым материалом урока, тогда класс несколько раз обращается к домашнему заданию, и его проверка осуществляется рассредоточено.
Индивидуальная работа при объяснении нового материала
Индивидуальная работа с учащимися на главном этапе урока - на этапе объяснения нового - это самое сложное дело.
Приведу пример построения урока, на котором изучалась новая тема.
Урок в 8 классе. Тема урока - «Предложения двусоставные и односоставные».
На доске записаны слова: Поэзия Пушкина - неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водой» всех, кто прикоснется к нему.
Общая работа с классом:
- Почему именно эти слова записаны как эпиграф?
- Что в записанном предложении требует объяснения? Индивидуальные задания: I группа разбирает предложение, II группа
разбирает по составу слованеиссякаемый, прикоснется, III и IV группы обозначают орфограммы в словахнеиссякаемый, е сказке, живою, прикоснется.Отвечают по одному из каждой группы; все видят, что записанное предложение двусоставное.
Записываем следующий пример: Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. Учащиеся подчеркивают основу, и класс переходит к теме урока. Отвечаем на первый вопрос:
- На какие группы по строению грамматической основы делятся простые предложения? Как определить, двусоставное или односоставное предложение вам дано?
Записываем предложение: Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой, красою тихою, блистающей смиренно. Проводим общий лингвистический анализ текста:
- Какую картину рисует поэт? Что мы видим за несколькими словами поэта? Подберите синонимы к словамбранить, блестеть. Почему из всех слов-синонимов поэт берет слово бранить!Почему Пушкин называет красоту осени тихой! И т.д. какие еще строки поэта об осени вы знаете? Запишите, определите, двусоставное или односоставное предложение вы записали. Учащиеся записывают: