Когда-то я считала, что всегда можно определить, «что такое хорошо и что такое плохо», поставить четкие границы, и, конечно, поступала дальше согласно писаным или неписаным законам, карала и миловала, стараясь быть как можно лучше. Наверное, именно роман «Мастер и Маргарита мне не только шагнуть дальше в этом нелегком вопросе, но и сформулировать для себя некоторые ответы. Во-первых, сам Воланд и его свита оказываются очень даже симпатичными, а их выходки в Варьете, в ЖЭКе и других учреждениях воспринимаются как законное возмездие. Как говорится, каждому по заслугам его… Во-вторых, и Мастер, и Маргарита — обычные живые люди, которым свойственны как положительные, так и отрицательные человеческие качества, потому что они, прежде всего, дети своего времени, хотя, может, и лучшие его дети. Поэтому каждый раз при прочтении романа так и хочется Маргарите при разгроме квартиры Латунского, каждый раз радуешься ее меткому ответу друзьям подлеца Алоизия Могарыча и думаешь, когда же органы власти доберутся до таких тихих, «бедных» женщин, как небезызвестная Аннушка. Читая роман первый раз, можно упрекнуть Мастера: зачем сжег роман, почему не стал бороться. Но перечитывая роман, понимаешь: наверное, соизмерил силы, все взвесил, понял, что пусть уже безымянный пациент в больнице для умалишенных, чем известный писатель, заключенный на Соловках. Хотя, если подумать, это возможно лишь для посредственности, потому что творец должен быть достойным своего произведения. Поэтому и получают Мастер и Маргарита не свет, а только покой, и тот, кто сам добровольно выбрал страдание и казнь, имел право так сказать. Нет обратной дороги у тех, кто променял свой талант на комфорт и привилегии, у бездарей, лезших в первые ряды и считавших, что Пушкин стал бессмертным лишь благодаря «белогвардейцу», стрелявшему в него. Но человеку, который отбросил чужое, наносное, который не станет слепо повторять избитые истины и слова, останется настоящий поэтический дар — умение видеть необычное и волшебное. Пусть это будет хотя бы попытка разгадать тайну домика на Арбате, возможность во время весеннего полнолуния видеть «какие-то возвышенные и счастливые сны». Важно не отступить, не изменить, не предать в главном, а еще — не испугаться. Ибо единственное, что сказал Иешуа перед казнью, — это то, «что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость». А смелость проявляется не только в битве, но и в своевременно сказанном слове, потому что промолчавший может оказаться на стороне предателя и палача. Может, наказание Иуды и было одним из самых смелых поступков пятого прокуратора Иудеи всадника Понтия Пилата, преступившего ради этого закон и свои обязанности стража порядка? Добро и Зло еще и потому идут рядом, что друг другу: сдерживать данное слово, исполнять задуманное, не причинять никому зла. «Что бы делало твое добро, если б не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?» — говорил Воланд. Наверное, эта граница между светом и тенью есть и в сердце человека, поэтому Маргарита не может позволить себе уйти ночью от мужа, не поговорив с ним откровенно, не рассказав ему все. Поэтому она не может оставить больного Мастера с обгоревшими тетрадями около печи. Поэтому она не может не выполнить обещание, данное Фриде, даже если ей позволено одно-единственное желание.
Истинное Добро гуманно, и наказание «двенадцать тысяч лун за одну только луну когда-то» кажется ему непомерно огромным. Нужно давать возможность исправить свои ошибки, нужно учиться прощать. «На этом зиждется мир», — объясняет Воланд Маргарите, ибо так захотел Он — тот, кто ради торжества Добра пришел к людям, чтобы искупить их грехи собственной кровью.
Когда-то я считала, что всегда можно определить, «что такое хорошо и что такое плохо», поставить четкие границы, и, конечно, поступала дальше согласно писаным или неписаным законам, карала и миловала, стараясь быть как можно лучше. Наверное, именно роман «Мастер и Маргарита мне не только шагнуть дальше в этом нелегком вопросе, но и сформулировать для себя некоторые ответы. Во-первых, сам Воланд и его свита оказываются очень даже симпатичными, а их выходки в Варьете, в ЖЭКе и других учреждениях воспринимаются как законное возмездие. Как говорится, каждому по заслугам его…
Во-вторых, и Мастер, и Маргарита — обычные живые люди, которым свойственны как положительные, так и отрицательные человеческие качества, потому что они, прежде всего, дети своего времени, хотя, может, и лучшие его дети. Поэтому каждый раз при прочтении романа так и хочется Маргарите при разгроме квартиры Латунского, каждый раз радуешься ее меткому ответу друзьям подлеца Алоизия Могарыча и думаешь, когда же органы власти доберутся до таких тихих, «бедных» женщин, как небезызвестная Аннушка. Читая роман первый раз, можно упрекнуть Мастера: зачем сжег роман, почему не стал бороться. Но перечитывая роман, понимаешь: наверное, соизмерил силы, все взвесил, понял, что пусть уже безымянный пациент в больнице для умалишенных, чем известный писатель, заключенный на Соловках. Хотя, если подумать, это возможно лишь для посредственности, потому что творец должен быть достойным своего произведения. Поэтому и получают Мастер и Маргарита не свет, а только покой, и тот, кто сам добровольно выбрал страдание и казнь, имел право так сказать. Нет обратной дороги у тех, кто променял свой талант на комфорт и привилегии, у бездарей, лезших в первые ряды и считавших, что Пушкин стал бессмертным лишь благодаря «белогвардейцу», стрелявшему в него.
Но человеку, который отбросил чужое, наносное, который не станет слепо повторять избитые истины и слова, останется настоящий поэтический дар — умение видеть необычное и волшебное. Пусть это будет хотя бы попытка разгадать тайну домика на Арбате, возможность во время весеннего полнолуния видеть «какие-то возвышенные и счастливые сны». Важно не отступить, не изменить, не предать в главном, а еще — не испугаться. Ибо единственное, что сказал Иешуа перед казнью, — это то, «что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость». А смелость проявляется не только в битве, но и в своевременно сказанном слове, потому что промолчавший может оказаться на стороне предателя и палача. Может, наказание Иуды и было одним из самых смелых поступков пятого прокуратора Иудеи всадника Понтия Пилата, преступившего ради этого закон и свои обязанности стража порядка?
Добро и Зло еще и потому идут рядом, что друг другу: сдерживать данное слово, исполнять задуманное, не причинять никому зла. «Что бы делало твое добро, если б не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?» — говорил Воланд. Наверное, эта граница между светом и тенью есть и в сердце человека, поэтому Маргарита не может позволить себе уйти ночью от мужа, не поговорив с ним откровенно, не рассказав ему все. Поэтому она не может оставить больного Мастера с обгоревшими тетрадями около печи. Поэтому она не может не выполнить обещание, данное Фриде, даже если ей позволено одно-единственное желание.
Истинное Добро гуманно, и наказание «двенадцать тысяч лун за одну только луну когда-то» кажется ему непомерно огромным. Нужно давать возможность исправить свои ошибки, нужно учиться прощать. «На этом зиждется мир», — объясняет Воланд Маргарите, ибо так захотел Он — тот, кто ради торжества Добра пришел к людям, чтобы искупить их грехи собственной кровью.