Дания — страна, откуда пришли в мир гениальные сказки. Народ, подаривший человечеству Андерсена- дал России Владимира Даля.
Писатель, языковед и лексикограф, фольклорист и этнограф, хирург и офтальмолог- один из первых в России исследователь гомеопатии и автор первой статьи о гомеопатии; публицист, которого волновали самые разнообразные проблемы — общественные, хозяйственные, научные, медицинские, педагогические; инженер, наводивший переправы из подручных средств; изобретатель оригинальной системы вентиляции и специального устройства для походной транспортировки раненых и больных (оно отмечено в истории военной медицины); натуралист-любитель, основавший краеведческий музей в Оренбурге; автор учебников ботаники и зоологии, считавшихся в течение полустолетия лучшими по ясности изложения и выверенного материала, — В. И. Даль явился словопроходцем русского языка: в течение 53 лет он «собирал слова» которые составили 4 тома «Толкового словаря». (Л. Львов)
Упражнение 7.
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните знаки препинания, используя схемы.
1) Мы знаем, что когда берёшь грибы лучше их срезать ножом, нежели выдирать с корнем, потому что грибница разрушается. 2) Растение живёт и размножается под землёй так, что если вы увидите стайку ландышей в лесу- нужно иметь ввиду, что вы видите одно растение. 3) Сходство между цветами дополняется ещё и тем, что когда солнце уходит надолго или на ночь одуванчики закрывают свои цветы гаснут. 4) Вот вам три охоты, потому что если называть охотой собирание грибов, то чем хуже земляника и орехи! 5) Потом начали разрастаться деревья и кусты, которые ,как редко я их ни сажал, через три года перепутались, образовали густоту. (В. Солоухин)
1) Не помню сейчас, кем было замечено однажды, что существуЮт два рода писателей: одни умИрают при жизни, другие живут после смерти (Лакшин). 2) ПрИближалась осень, прИближались сырые осенНие ночи с дождем и ветром, без луны и звезд, прИближались так называемые волчьи ночи, и я, конечно, ждал, когда волки, жившие в нашем лесу, собЕрутся в осенНюю стаю (А. Онегин). 3) Пьеру оказывали уважение, какого прежде никогда не оказывали: неизвесТная ему дама, которая говорила с духовными лицами, встала с своего места и предлОжила ему сесть, адЪютант поднял уроненНую Пьером пЕрчатку и подал ему, доктора почтительно замОлкали, когда он проходил мимо их, и постОрОнились, чтобы указать ему место (Л. Толстой). 4) Утром, когда я проснулся, ласковое апрельское соЛнце весело глЯдело во все окна моей комнаты, где-то любовно вОркОвали голуби, задорно чирикали воробьи, и с улицы доносился тот неопределенНый шум, какой врывается в комнату с первой выставленНой рамой (Мамин-Сибиряк). 5) Ей попробОвали расСказать, что говорил доктор, но окАзалось, что, хотя доктор и говорил очень складно и долго, никак нельзя было передать того, что он сказал (Л. Толстой).
Упражнение 15.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
1) Когда стих грохот колес на каменной мостовой, Кипренский услышал свежий шум воды в городских фонтанах, вода журчала и пела, наполняя ночь усыпительным плеском (Паустовский). 2) Весь сад нежно зеленел первою красою весеннего расцветания; не было еще слышно летнего сильного гудения насекомых; молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да две горлинки ворковали все на одном и том же дереве, да куковала кукушка перемещаясь всякий раз, да издалека из-за мельничного пруда приносился дружный грачиный гам, подобный скрипу множества тележных колес (Тургенев). 3) Ветер гнал волны огня прямо на Кремль, точно хотел чтобы огонь истребил чужеземцев, забравшихся в русскую святыню; Наполеон попробовал выйти на балкон, но до чугунных перил нельзя было дотронуться, так они накалились несмотря на то, что пожар был довольно далеко от дворца (Раковский). 4) А взглянешь на бледно-зеленое усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна и поймешь почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться, ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни (Чехов). 5) Если он не хотел, чтобы подстригали деревья, деревья оставались нетронутыми, если он просил простить или наградить кого-либо, заинтересованное лицо знало, что так и будет; он мог ездить на любой лошади; брать в замок любую собаку; рыться в библиотеке; бегать босиком и есть, что ему вздумается (Грин).
1. Героем этой повести является Пугачёв – главарь восставшего народа.
2. Герой повести – Пугачёв, предводитель восставших.
3. Чичиков сумел всех объегорить.
4. Чичикову удалось обмануть всех.
5. Употребление архаизма "оземь" по отношению к Ужу, который подпрыгнул в воздух и шлёпнулся о землю, служит одним из средств резкой иронии.
6. Мужик проявил такую ловкость, что от удивления оба генерала шары выпучили.
7. На строительство восьмидесятиквартирного дома позарез нужны панели марки "НСП»
8. Захар замызгал у Обломова весь диван.
9. Сперва мне хочется написать о Наташе Ростовой.
10. Половцев старается всячески нагадить колхозу.
Неоправданное употребление диалектизмов:
1. По сообщениям синоптиков, разведрится только к вечеру.
2. По сообщениям синоптиков, прояснится только к вечеру.
3. В банно-прачечном комбинате можно приобрести вехотки и мыло разных сортов.
4. Жена Пьера, Элен, была баская женщина.
5. Давыдов – человек не шибко образованный.
6. Раным-ранёшенько, с первыми кочетами, мы выходили в поле.
(допустимо, если фраза из худ.. текста)
7. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка покрякивая. (допустимо, если фраза из худ. текста)
8. Известно, что некоторые выдающиеся люди овладели грамотой самоуком.
9. Надо своевременно доглядеть животное, поставить в известность ветеринарную службу.
10. В отделе снабжения необходимо получить грабли, литовки, вёдра.
Неоправданное употребление штампов деловой речи:
1. Девочка, ты по какому вопросу плачешь?
2. Девочка, что случилось? Почему ты плачешь?
3. Решено подвергнуть водителя Гащук Р.П. углубленной проверке знаний правил уличного движения.
4. В образе Катерины видим протест, охвативший широкие слои населения.
5. Не только в те годы, но и сейчас произведение «Война и мир» пользуется большим спросом у населения.
6. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров.
(Предложение возможно только в каком-либо документе, )
7. Несмотря на мои возражения, она все-таки уехала из города.
8. Пропуски уроков имеют место быть в нашем классе.
9. А теперь заострим вопрос на пригородном лесе.
10. Моё сочинение находится в стадии завершения.
Смешение лексики разных исторических эпох:
1. У Раскольникова были плохие жилищные условия.
2. Раскольников жил в каморке.
3. После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел.
4. После окончания лицея Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел.
5. На картине Васнецова изображены богатыри в кольчугах, брюках, варежках.
6 На картине Васнецова изображены богатыри в боевых доспехах.
7. Пушкин не раз описывает сходки декабристов.
8. Дворовых заставляли работать и в отпуске.
9. В рабовладельческом государстве рабы ходили в рваных джинсах.
10.Глава семьи Мармеладов сначала имел хорошую карьеру (был чиновником), но потом его сократили.
Нарушение порядка слов:
1. Интересно и содержательно освещают работу чековых аукционов в реализации планов приватизации газеты.
2. Газеты интересно и содержательно освещают работу чековых аукционов в реализации планов приватизации.
3. Эти женщины выросли в богатых дворянских семьях и только видели роскошь.
4. Эти женщины выросли в богатых дворянских семьях и видели только роскошь.
5. Автор не только раскрыл тему жестокости войны, но и тему любви на войне.
6. Сразу объясним, что мы будем именно понимать под передачей мысли.
7. Ильи Ильича мать говорила: «Ученье не уйдёт, а здоровья не купишь».
8. На стендах - афиши и плакаты о выступлениях И.Эренбурга на немецком, французском, чешском и польском языках.
9. Усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации предприятия.
10. В это время в реках и в водоёмах ловля рыбы запрещена всеми
Неоправданные повторы слов:
1. Народ всегда видел в царе силу поддержать и умножить силу и могущество России.
2. Началась война. Началось трудное время для всего народа.
3. Сочинение Петрова производит благоприятное впечатление и свидетельствует о хорошей подготовке Петрова.
4. Тема экологии раскрывается в произведениях В.Распутина, В.Астафьева, Ф.Абрамова. Так, в произведении В.Астафьева «Царь-рыба» раскрывается неразрывная связь человека и природы.
5. Тема экологии затрагивается в произведениях В.Распутина, В.Астафьева, Ф.Абрамова. Так, в повести В.Астафьева «Царь-рыба» раскрывается неразрывная связь человека и природы.
6. Мы должны учитывать возможности более эффективного использования творческих и физических возможностей человека.
7. Чацкий хорошо понимает, что понимает Фамусов, говоря: «Поди-тка послужи!»
8. Коллектив нашей школы-гимназии долго готовился к этому шагу. Ведь поменялась не только вывеска, но и содержание, и форма обучения, и сам коллектив. Для гимназии, для работы в ней нужен более высокий уровень знаний. Поэтому 50% нашего коллектива в году различные курсы при вузах.
Дания — страна, откуда пришли в мир гениальные сказки. Народ, подаривший человечеству Андерсена- дал России Владимира Даля.
Писатель, языковед и лексикограф, фольклорист и этнограф, хирург и офтальмолог- один из первых в России исследователь гомеопатии и автор первой статьи о гомеопатии; публицист, которого волновали самые разнообразные проблемы — общественные, хозяйственные, научные, медицинские, педагогические; инженер, наводивший переправы из подручных средств; изобретатель оригинальной системы вентиляции и специального устройства для походной транспортировки раненых и больных (оно отмечено в истории военной медицины); натуралист-любитель, основавший краеведческий музей в Оренбурге; автор учебников ботаники и зоологии, считавшихся в течение полустолетия лучшими по ясности изложения и выверенного материала, — В. И. Даль явился словопроходцем русского языка: в течение 53 лет он «собирал слова» которые составили 4 тома «Толкового словаря». (Л. Львов)
Упражнение 7.
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните знаки препинания, используя схемы.
1) Мы знаем, что когда берёшь грибы лучше их срезать ножом, нежели выдирать с корнем, потому что грибница разрушается. 2) Растение живёт и размножается под землёй так, что если вы увидите стайку ландышей в лесу- нужно иметь ввиду, что вы видите одно растение. 3) Сходство между цветами дополняется ещё и тем, что когда солнце уходит надолго или на ночь одуванчики закрывают свои цветы гаснут. 4) Вот вам три охоты, потому что если называть охотой собирание грибов, то чем хуже земляника и орехи! 5) Потом начали разрастаться деревья и кусты, которые ,как редко я их ни сажал, через три года перепутались, образовали густоту. (В. Солоухин)
Схемы лень писать
Упражнение 13.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений.
1) Не помню сейчас, кем было замечено однажды, что существуЮт два рода писателей: одни умИрают при жизни, другие живут после смерти (Лакшин). 2) ПрИближалась осень, прИближались сырые осенНие ночи с дождем и ветром, без луны и звезд, прИближались так называемые волчьи ночи, и я, конечно, ждал, когда волки, жившие в нашем лесу, собЕрутся в осенНюю стаю (А. Онегин). 3) Пьеру оказывали уважение, какого прежде никогда не оказывали: неизвесТная ему дама, которая говорила с духовными лицами, встала с своего места и предлОжила ему сесть, адЪютант поднял уроненНую Пьером пЕрчатку и подал ему, доктора почтительно замОлкали, когда он проходил мимо их, и постОрОнились, чтобы указать ему место (Л. Толстой). 4) Утром, когда я проснулся, ласковое апрельское соЛнце весело глЯдело во все окна моей комнаты, где-то любовно вОркОвали голуби, задорно чирикали воробьи, и с улицы доносился тот неопределенНый шум, какой врывается в комнату с первой выставленНой рамой (Мамин-Сибиряк). 5) Ей попробОвали расСказать, что говорил доктор, но окАзалось, что, хотя доктор и говорил очень складно и долго, никак нельзя было передать того, что он сказал (Л. Толстой).
Упражнение 15.
Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
1) Когда стих грохот колес на каменной мостовой, Кипренский услышал свежий шум воды в городских фонтанах, вода журчала и пела, наполняя ночь усыпительным плеском (Паустовский). 2) Весь сад нежно зеленел первою красою весеннего расцветания; не было еще слышно летнего сильного гудения насекомых; молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да две горлинки ворковали все на одном и том же дереве, да куковала кукушка перемещаясь всякий раз, да издалека из-за мельничного пруда приносился дружный грачиный гам, подобный скрипу множества тележных колес (Тургенев). 3) Ветер гнал волны огня прямо на Кремль, точно хотел чтобы огонь истребил чужеземцев, забравшихся в русскую святыню; Наполеон попробовал выйти на балкон, но до чугунных перил нельзя было дотронуться, так они накалились несмотря на то, что пожар был довольно далеко от дворца (Раковский). 4) А взглянешь на бледно-зеленое усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна и поймешь почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться, ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни (Чехов). 5) Если он не хотел, чтобы подстригали деревья, деревья оставались нетронутыми, если он просил простить или наградить кого-либо, заинтересованное лицо знало, что так и будет; он мог ездить на любой лошади; брать в замок любую собаку; рыться в библиотеке; бегать босиком и есть, что ему вздумается (Грин).
Объяснение:
Надеюсь правильно
Неоправданное употребление стилистически сниженной лексики (просторечной, жаргонной)
1. Героем этой повести является Пугачёв – главарь восставшего народа.
2. Герой повести – Пугачёв, предводитель восставших.
3. Чичиков сумел всех объегорить.
4. Чичикову удалось обмануть всех.
5. Употребление архаизма "оземь" по отношению к Ужу, который подпрыгнул в воздух и шлёпнулся о землю, служит одним из средств резкой иронии.
6. Мужик проявил такую ловкость, что от удивления оба генерала шары выпучили.
7. На строительство восьмидесятиквартирного дома позарез нужны панели марки "НСП»
8. Захар замызгал у Обломова весь диван.
9. Сперва мне хочется написать о Наташе Ростовой.
10. Половцев старается всячески нагадить колхозу.
Неоправданное употребление диалектизмов:
1. По сообщениям синоптиков, разведрится только к вечеру.
2. По сообщениям синоптиков, прояснится только к вечеру.
3. В банно-прачечном комбинате можно приобрести вехотки и мыло разных сортов.
4. Жена Пьера, Элен, была баская женщина.
5. Давыдов – человек не шибко образованный.
6. Раным-ранёшенько, с первыми кочетами, мы выходили в поле.
(допустимо, если фраза из худ.. текста)
7. Старик угрюмо сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка покрякивая. (допустимо, если фраза из худ. текста)
8. Известно, что некоторые выдающиеся люди овладели грамотой самоуком.
9. Надо своевременно доглядеть животное, поставить в известность ветеринарную службу.
10. В отделе снабжения необходимо получить грабли, литовки, вёдра.
Неоправданное употребление штампов деловой речи:
1. Девочка, ты по какому вопросу плачешь?
2. Девочка, что случилось? Почему ты плачешь?
3. Решено подвергнуть водителя Гащук Р.П. углубленной проверке знаний правил уличного движения.
4. В образе Катерины видим протест, охвативший широкие слои населения.
5. Не только в те годы, но и сейчас произведение «Война и мир» пользуется большим спросом у населения.
6. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров.
(Предложение возможно только в каком-либо документе, )
7. Несмотря на мои возражения, она все-таки уехала из города.
8. Пропуски уроков имеют место быть в нашем классе.
9. А теперь заострим вопрос на пригородном лесе.
10. Моё сочинение находится в стадии завершения.
Смешение лексики разных исторических эпох:
1. У Раскольникова были плохие жилищные условия.
2. Раскольников жил в каморке.
3. После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел.
4. После окончания лицея Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел.
5. На картине Васнецова изображены богатыри в кольчугах, брюках, варежках.
6 На картине Васнецова изображены богатыри в боевых доспехах.
7. Пушкин не раз описывает сходки декабристов.
8. Дворовых заставляли работать и в отпуске.
9. В рабовладельческом государстве рабы ходили в рваных джинсах.
10.Глава семьи Мармеладов сначала имел хорошую карьеру (был чиновником), но потом его сократили.
Нарушение порядка слов:
1. Интересно и содержательно освещают работу чековых аукционов в реализации планов приватизации газеты.
2. Газеты интересно и содержательно освещают работу чековых аукционов в реализации планов приватизации.
3. Эти женщины выросли в богатых дворянских семьях и только видели роскошь.
4. Эти женщины выросли в богатых дворянских семьях и видели только роскошь.
5. Автор не только раскрыл тему жестокости войны, но и тему любви на войне.
6. Сразу объясним, что мы будем именно понимать под передачей мысли.
7. Ильи Ильича мать говорила: «Ученье не уйдёт, а здоровья не купишь».
8. На стендах - афиши и плакаты о выступлениях И.Эренбурга на немецком, французском, чешском и польском языках.
9. Усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации предприятия.
10. В это время в реках и в водоёмах ловля рыбы запрещена всеми
Неоправданные повторы слов:
1. Народ всегда видел в царе силу поддержать и умножить силу и могущество России.
2. Началась война. Началось трудное время для всего народа.
3. Сочинение Петрова производит благоприятное впечатление и свидетельствует о хорошей подготовке Петрова.
4. Тема экологии раскрывается в произведениях В.Распутина, В.Астафьева, Ф.Абрамова. Так, в произведении В.Астафьева «Царь-рыба» раскрывается неразрывная связь человека и природы.
5. Тема экологии затрагивается в произведениях В.Распутина, В.Астафьева, Ф.Абрамова. Так, в повести В.Астафьева «Царь-рыба» раскрывается неразрывная связь человека и природы.
6. Мы должны учитывать возможности более эффективного использования творческих и физических возможностей человека.
7. Чацкий хорошо понимает, что понимает Фамусов, говоря: «Поди-тка послужи!»
8. Коллектив нашей школы-гимназии долго готовился к этому шагу. Ведь поменялась не только вывеска, но и содержание, и форма обучения, и сам коллектив. Для гимназии, для работы в ней нужен более высокий уровень знаний. Поэтому 50% нашего коллектива в году различные курсы при вузах.