Мать васи умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, со своим горем, обращал на мальчика мало внимания. вася целыми днями бродил по городу, и картины городской жизни оставляли в его душе глубокий след. город был окружен . посреди одного из них на острове стоял старинный замок, принадлежавший некогда графскому роду. его обитателями стали городские нищие, не имевшие иного пристанища. но среди нищих произошел раскол. старый януш, один из бывших графских слуг, получил некое право решать, кто может жить в замке, а кто нет. он оставил там лишь «аристократов»: католиков и бывшую графскую челядь. изгнанники нашли себе пристанище в подземелье под старинным склепом у заброшенной униатской часовни, стоявшей на горе. однако это их местопребывание никому не было известно. старый януш, встречая васю, приглашает его заходить в замок, ибо там теперь «порядочное общество». но мальчик предпочитает «дурное общество» изгнанников из замка: вася жалеет их. многие члены «дурного общества» хорошо известны в городе. руководитель же всего сообщества «темных личностей» — тыбурций драб. его происхождение и прошлое никому не ведомы. однажды вася с тремя приятелями приходит к старой часовне: ему хочется заглянуть туда. друзья васе проникнуть внутрь через высокое окно. но увидев, что в часовне еще кто-то есть, приятели в ужасе убегают, бросив васю на произвол судьбы. оказывается, там дети тыбурция: девятилетний валек и четырехлетняя маруся. вася начинает часто приходить на гору к своим новым друзьям, носить им яблоки из своего сада. но ходит он лишь тогда, когда его не может застать тыбурций. вася никому не рассказывает об этом знакомстве. струсившим приятелям он говорит, что видел чертей. у васи есть сестра, четырехлетняя соня. она, как и ее брат, — веселый и резвый ребенок. брат и сестра любят друг друга, но сонина нянька препятствует их шумным играм: она считает васю дурным, испорченным мальчишкой. такого же взгляда придерживается и отец. он не находит в своей душе места для любви к мальчику. отец больше любит соню, потому что она похожа на свою покойную мать. как-то раз в разговоре валек и маруся говорят васе, что тыбурций их любит. вася отзывается о своем отце с обидой. но неожиданно узнает от валека, что судья — справедливый и честный человек. вася узнает о том, что валек ворует еду для голодной сестры. это открытие производит тяжелое впечатление на васю, но все же он не осуждает друга. валек показывает васе подземелье, где живут все члены «дурного общества». в отсутствие взрослых вася приходит туда, играет со своими друзьями. во время игры в жмурки неожиданно является тыбурций. дети испуганы — ведь они дружат без ведома грозного главы «дурного общества». но тыбурций разрешает васе приходить, взяв с него обещание никому не рассказывать, где все они живут. наступает осень, и маруся заболевает. чтобы как-то развлечь больную девочку, вася решается попросить на время у сони большую красивую куклу, подарок покойной матери. соня соглашается. маруся в восторге от куклы, и ей даже становится лучше. к судье несколько раз приходит старый януш с доносами на членов «дурного общества». он рассказывает, что вася общается с ними.. марусе становится все хуже. обитатели подземелья решают, что куклу нужно вернуть, а девочка этого и не заметит. но увидев, что куклу хотят забрать, маруся горько плачет… вася оставляет ей куклу. и вот в самый критический момент появляется тыбурций. он несет куклу. тыбурций рассказывает судье о дружбе васи с его детьми. тот поражен. отец чувствует себя виноватым перед васей. они почувствовали себя близкими людьми. тыбурций говорит, что маруся умерла. отец отпускает васю проститься с ней, при этом он передает через васю деньги для тыбурция и предостережение: главе «дурного общества» лучше скрыться из города
8нцн8урунн8ннн~нцнцннцнцц I. С каким утверждением нельзя согласиться? Дайте правильный вариант.
1. По происхождению союзы делятся на производные и непроизводные.
2. Производные союзы возникли давно и сейчас нельзя объяснить, от каких слов они произошли.
3. Значение непроизводных союзов в современном языке не мотивировано.
4. Большинство производных союзов образовано из местоимений и наречий.
II. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?
А. К целевым подчинительным союзам относятся:
1. чтобы, 2. для того чтобы, 3. дабы, 4 ежели бы.
Б. К условным подчинительным союзам относятся:
5. лишь бы, 6. если, 7. коли, 8. когда бы.
III. Спишите, вставьте пропущенные союзы, определите группу по значению, разряд.
1. И комар лошадь повалит ... медведь подсобит. /Пословица/
2. Мне стало очень приятно ... я познакомился с этим мальчиком. /Л. Пантелеев/
3. Не имя красит человека ... человек – имя. /Пословица/
4. Весной ... летом цветет сирень? /В. Бианки/
5. Гнездо скворец устраивает очень глубоко ... туда не пролезла лапой кошка. /А. Куприн/
IY. В каких предложениях союз И связывает однородные члены? Запишите их, расставляя недостающие знаки препинания.
1. И туман и непогоду осень поздняя несет. /А. Пушкин/
2. Станешь робко ногой на ледок и из-под ледка брызнет вода, звонкая, веселая. /Б. Горбатов/
3. Мелодия гармония и ритм неисчерпаемы. /П. Чайковский/
4. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. /А. Чехов/
Y. Продолжите предложение дважды, так, чтобы получилось сначала предложение с одноразовыми членами, затем сложное. Не забудьте расставить запятые!
Повалил частый снег и ... .
YI. Закончите предложение так, чтобы получилось предложения, выражающие:
а/ временные отношения; б/ причинные отношения; в/ условные отношения.
Знание иностранного языка необходимо ... /когда? почему/ при каком условии? /
YII. Где выделенное слово – СОЮЗ? Запишите предложения с союзами ТАКЖЕ и ТОЖЕ.
1. Истина необходима человеку так/же/, как слепому трезвый поводырь. /М. Горький/
2. От дождя женщины спрятались под дубом, нам так/же/ пришлось искать пристанище.
3. Ярким пламенем вспыхнула сухая береста, и в то/же/ мгновенье вокруг стало вдвое темнее. /В. Арсеньев/
4. Хоть ты и в новой коже, да сердце у тебя все то/же/. /И. Крылов/
YIII. Различайте союз и другие части речи! Найдите и запишите предложения, в которых употреблены местоимения с предлогами или частицами.
1. Кайся, да опять, за/то/ не принимайся! /Пословица/
2. Я никогда не видел, что/б/ кто-нибудь бежал так быстро! /Е. Велтисов/
3. В стране Гудвина грозы случались редко, за/то/ достигали неимоверной силы. /А. Волков/
4. Что/бы/ он ни затеял, всему сопутствовала тревога. /Е. Дулова/
IХ. К какой части речи относится слово ПО/ТОМУ/ в предложении? Поясните свою точку зрения.
1.