Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения: «Он чувствовал, что случилась беда, что всё кончено». Приведите в сочинении два примера-иллюстраии из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Всю зиму у Павлуни болели ноги, и он лежал в кровати. Кровать родители переставили ближе к окну. Однажды, взглянув на улицу, мальчик увидел, что в одном месте на грядках снег стаял, зачернела земля. Через день проталина на грядках стала ещё больше, тёмные места на реке слились в одно место. Пришёл с работы отец. - Павлуня, давай скворечник делать! - (Давай уж, папка, начнём! 0тец принёс в избу широкую доску и инструменты. Сначала он выстрогал доску добела, потом карандашом расчертил её и перепилил по чёрточкам. 0тец приколотил крышу и под самую дырку приделал небольшую дощечку, чтобы скворцам было где сидеть. Скворечник вышел хороший. Очень даже хороший. От него пахло смолой и черёмуховой всткой, Стец тут же пошёл в огород. Павлуня видел, как он нашёл самую длинную жердь и приколотил к ней скворечник с веткой как раз напротив Павлуниного окошка несколько дней, а скворцов не было. Уже вся река ясно обозначилась под снегом, пропитавшимся насквозь водой, уже грядки под окном совсем обнажились, а снег потемнел. (Павлуня по-прежнему не вставал с кровати. - (Гляди-ка, кто прилетел-то,-оказала однажды утром мама. Павлуня посмотрел в окно и обомлел. На грядках и на лужке прыгали скворцы. Скворцы были чёрные, с чернильным отливом, востроносые и весёлые. Они что-то искали в траве. Вдруг один из них взлетел и, быстро перебирая крыльями, сел на скворечник. Павлуня так и замер. Скворец держал в клюве травинку. - Гляди, гляди, полез туда, мам, полез! закричал Павлуня тоненьким слабым голосом. Теперь Павлуня каждое утро вместе с матерью и целыми днями смотрел на скворцов. Они всё время были в работе. Скоро птицы перестали таскать сухие травинки, а летали с чем-то другим, наверное, с червяками. Павлуня с утра глядел в окошко. По тому, как рябилась вода в лужице, Павлуня понял, что на улице хоть и солнышко, но ветрено. Скворечник раскачивался на ветру. Скворцы занимались своим обычным делом. Вдруг Павлуня почувствовал, что весь похолодел: от сильного ветра скворечник качнулся, жердь выгну лась и вместе скворечником повалилась к земле. Павлуня не помнил, как он очутился на полу. Еле переставляя ноги, он отыскал за печкой старые отцовские валенки, надел их. Ковыляя и размазывая рукавом слёзы, выбрался за порог и еле открыл ворота в огород.Его охватило холодным весенним ветром, голова Опятьзакружилась. Валенки промокли, ноги не слушались. Тут Павлуня увидел скворечник. Лежал он на грядках окошечком вниз, черёмуховая ветка сломалась, а соседский кот подкрадывался к скворечнику. Павлуня схватил с грядки камень равнодушно понюхал воздух своей усатой мордой и не спеша пошёл обратно. Скворцов не было поблизости, и Павлуня, вздрагивая плечами и ничего не видя, подковылял поближе. Он чувствовал, что случилась беда, что всё кончено. Дрожа от горя и холода, мальчик тоненькую исхудалую руку в дырку скворечника. Там никого не было: на мокрых пальцах он увидел осколки небесной, в пятнышках, тонкой скорлупы яичек и бросил в кота. Кот скворцов... Больше Павлуня ничего не помнил, что-то непоправимое и страшное на Павлуню, и перед глазами всё синела небесная навалилось его прозрачность крохотных яичек... 0чнулся Павлуня на руках у отца. — Ну, что же ты, Павлуня,-говорил отец,-птичка ещё снесёт яичек, не плачь. А скворечник мы опять поставим, сделаем крепче. Павлуня слушал его, но успокоиться не мог никак, и плечи его вздрагивали. Мальчика уложили на печь, у него был жар. Отец вновь поставил скворечник. Но скворечник стоял одиноко, скворцы не прилетали. Они улетели куда-то очень далеко, может, за реку, и, наверное, прилетят только завтра. (По В.И. Белову*)
Відповідь:
1) Цитрусовые деревья любят тепло(существительное) и влагу. 2) Вещество на ощупь было тепло(прилагательное) и мягко. 3) Хозяин тепло(наречие) приветствовал нас. 4) В комнате тепло(категория состояния).
Пояснення:
*любят(что?) тепло(существительное) отвечает на вопрос сущуствительного, склоняется по типу существительного (НЕ любят (чего?) тепла, тянутся (к чему?) к теплу).
*Вещество (каково?) тепло(прилагательное краткое) отвечает на вопрос прилагательного, обозначает признак предмета, изменяется по типу прилагательного (род: вещество тепло - средний, ладонь тепла - женский, день теплπ - мужской, число - волны теплы - множественное)
*приветствовал (как?) тепло(наречие) обозначает признак действия, отвечает на вопро наречия, не изменяется.
*тепло(категория состояния) обозначает состояние окружающей среды, неизменяемо, сказуемое в безличном предложении
Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях.
Повеств., невоскл., простое, двусоставное, осложнено однородными дополнениями и обобщающим словом (всём)
[ О: 0, 0 и 0 ] .
зима - сущ., подлежащее
чувствовалась - гл., сказуемое
во всём - предлог+местоим. - дополнение
в дне - предлог+сущ., дополнение
коротком - прил., определение
запахе, снега - сущ., дополнения
и - союз
рано - наречие, обстоятельство
зажигавшихся - причастие, определение
сигнальных - прил., определение
фонарях - сущ., дополнение