Описание- Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
Повествование- Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
Рассуждение- Читая, мы учимся не только формулировать своё мнение, но и доказывать его. - тезис. Во-первых, мы постоянно оцениваем поступки героя, правильно или нет он делает выбор, соглсны ли с ним, верим или нет. И - если не верим - вспоминаем то, что было со нами или с близкими, или в другой книге, то есть опровергаем мысленно то, с чем не согласны, подбирая доказательства своей правоты. - аргумент. Таким образом, читая, мы постоянно находимся в диалоге с автором или его героем, а только так и можно научиться отстаивать свою позицию.
(1) Стоял февраль. (2) Было ясно и морозно. (3) С самого Крещения держалась погода без ветров и метелей. (4) Глубокий снег, скованНый ноздреватым настом, мирно покоился на полях. (5) Благодаря отсутствию ветров снег этот покрывал землю ровной, слегка волнистой пеленой. (6) Даже вокруг жилищ не было сугробов. (7) Дороги, не заносимые позёмкой и не заметаемые метелью, были превосходны. (8) Сани не ныряли по ним, как по волнам бушующего моря. (9) И даже ночью путник не мог бы сбиться с них, так как отчётливо видны были ряды соломенНых стогов, ещё не разнесёнНых бурей по степи. (10) Небо не завешивалось мглою, не закрывалось хмурыми тучами, но с неутомимой яркостью синело и сверкало. (11) Зори не зажигали небо зловещим багрянцем, не пылали над пустынНыми снегами. (12) Кротко и тихо сияя, они нежно окрашивали степь и небо румянцем, предвещая всё ту же спокойную погоду на завтра. (13) Днём ослепительно блИстало холодное солнце. (14) Ночами высыпали бесчисленНые звёзды, тускло мерцал Млечный Путь. (15) Обливая молчаливые поля сказочным сиянием, светила голубая луна. (По А. Эртелю)
А1. Тип текста: рассуждение.
А2. Стиль текста: художественный.
АЗ. Слово, в котором выбор Н/НН определяется условием «в суффиксах полных страд. причастий врем., образованных от глаг. соверш. вида, пишется НН»: скованНый (предложение 4).
А4. Предложение с причастным оборотом: 1) 4. (4) Глубокий снег, |скованНый ноздреватым настом|, мирно покоился на полях.
А5. Предложение с деепричастным оборотом: 4) 15. (15) |Обливая молчаливые поля сказочным сиянием|, светила голубая луна.
А6. Ряд, в котором правильно перечислены все предлоги из первого абзаца: с, без, на, благодаря, вокруг.
А7. Предложение со словами категории состояния: 2) 2. (2) Было ЯСНО и МОРОЗНО.
А8. Частица: даже (предложение 6) (6) ДАЖЕ вокруг жилищ не было сугробов.
А10. Верное суждение о слитном или раздельном написании выделенного слова в предложении из текста (12)Кротко и тихо сияя, они нежно окрашивали степь и небо румянцем, предвещая всё ту же спокойную погоду НА ЗАВТРА): 3) В этом предложении НА ЗАВТРА — существительное с предлогом; пишется раздельно.
В1. Цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте: 4, 5. Небо не завешивалось мглою, не закрывалось хмурыми тучами, но с неутомимой яркостью синело и сверкало. Зори не зажигали небо зловещим багрянцем, не пылали над пустынями снегами. Кротко и тихо сияя,(4) они нежно окрашивали степь и небо румянцем,(5) предвещая всё ту же спокойную погоду на завтра.
В2. Цифры, обозначающие слова, написание НЕ с которыми определяется правилом «НЕ с причастием пишется раздельно, если причастие имеет при себе пояснительные слова»: 1, 2, 5. Дороги, не заносимые(1) позёмкой и не заметаемые(2) метелью, были превосходны. Сани не ныряли по ним, как по волнам бушующего моря. И даже ночью путник не мог бы сбиться с них, так как отчётливо видны были ряды соломенНых стогов, ещё не разнесёнНых(5) бурей по степи. Небо не завешивалось мглою, не закрывалось хмурыми тучами, но с неутомимой яркостью синело и сверкало.
ВЗ. Слово (из предл. в задании В2), которое с НЕ надо писать слитно (+ часть речи): неутомимой (прилагательное)
В4. Составной союз из предложения 9: ТАК КАК.
В5. Все наречия из последнего абзаца (наречия образа действия выделены, подчеркнуть _._._): (13) Днём, ОСЛЕПИТЕЛЬНО, (14) ночами, ТУСКЛО.
В6. Имя существительное (из предл. 10), к которому можно подобрать однокоренное наречие (+ само это наречие): яркостью – ярко.
В7. Формообразующая частица из предложения 9: . БЫ (не мог бы – глагол в условном наклонении)
Описание- Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
Повествование- Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.
Рассуждение- Читая, мы учимся не только формулировать своё мнение, но и доказывать его. - тезис. Во-первых, мы постоянно оцениваем поступки героя, правильно или нет он делает выбор, соглсны ли с ним, верим или нет. И - если не верим - вспоминаем то, что было со нами или с близкими, или в другой книге, то есть опровергаем мысленно то, с чем не согласны, подбирая доказательства своей правоты. - аргумент. Таким образом, читая, мы постоянно находимся в диалоге с автором или его героем, а только так и можно научиться отстаивать свою позицию.
(7) Дороги, не заносимые позёмкой и не заметаемые метелью, были превосходны. (8) Сани не ныряли по ним, как по волнам бушующего моря. (9) И даже ночью путник не мог бы сбиться с них, так как отчётливо видны были ряды соломенНых стогов, ещё не разнесёнНых бурей по степи.
(10) Небо не завешивалось мглою, не закрывалось хмурыми тучами, но с неутомимой яркостью синело и сверкало. (11) Зори не зажигали небо зловещим багрянцем, не пылали над пустынНыми снегами. (12) Кротко и тихо сияя, они нежно окрашивали степь и небо румянцем, предвещая всё ту же спокойную погоду на завтра.
(13) Днём ослепительно блИстало холодное солнце. (14) Ночами высыпали бесчисленНые звёзды, тускло мерцал Млечный Путь. (15) Обливая молчаливые поля сказочным сиянием, светила голубая луна. (По А. Эртелю)
А1. Тип текста:
рассуждение.
А2. Стиль текста:
художественный.
АЗ. Слово, в котором выбор Н/НН определяется условием «в суффиксах полных страд. причастий врем., образованных от глаг. соверш. вида, пишется НН»:
скованНый (предложение 4).
А4. Предложение с причастным оборотом: 1) 4.
(4) Глубокий снег, |скованНый ноздреватым настом|, мирно покоился на полях.
А5. Предложение с деепричастным оборотом: 4) 15.
(15) |Обливая молчаливые поля сказочным сиянием|, светила голубая луна.
А6. Ряд, в котором правильно перечислены все предлоги из первого абзаца:
с, без, на, благодаря, вокруг.
А7. Предложение со словами категории состояния: 2) 2.
(2) Было ЯСНО и МОРОЗНО.
А8. Частица:
даже (предложение 6)
(6) ДАЖЕ вокруг жилищ не было сугробов.
А9. Ошибочное суждение:
КАК (предложение 8) — производный предлог (верно: союз).
А10. Верное суждение о слитном или раздельном написании выделенного слова в предложении из текста
(12)Кротко и тихо сияя, они нежно окрашивали степь и небо румянцем, предвещая всё ту же спокойную погоду НА ЗАВТРА):
3) В этом предложении НА ЗАВТРА — существительное с предлогом; пишется раздельно.
В1. Цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте: 4, 5.
Небо не завешивалось мглою, не закрывалось хмурыми тучами, но с неутомимой яркостью синело и сверкало. Зори не зажигали небо зловещим багрянцем, не пылали над пустынями снегами. Кротко и тихо сияя,(4) они нежно окрашивали степь и небо румянцем,(5) предвещая всё ту же спокойную погоду на завтра.
В2. Цифры, обозначающие слова, написание НЕ с которыми определяется правилом «НЕ с причастием пишется раздельно, если причастие имеет при себе пояснительные слова»: 1, 2, 5.
Дороги, не заносимые(1) позёмкой и не заметаемые(2) метелью, были превосходны. Сани не ныряли по ним, как по волнам бушующего моря. И даже ночью путник не мог бы сбиться с них, так как отчётливо видны были ряды соломенНых стогов, ещё не разнесёнНых(5) бурей по степи. Небо не завешивалось мглою, не закрывалось хмурыми тучами, но с неутомимой яркостью синело и сверкало.
ВЗ. Слово (из предл. в задании В2), которое с НЕ надо писать слитно
(+ часть речи): неутомимой (прилагательное)
В4. Составной союз из предложения 9: ТАК КАК.
В5. Все наречия из последнего абзаца (наречия образа действия выделены, подчеркнуть _._._):
(13) Днём, ОСЛЕПИТЕЛЬНО, (14) ночами, ТУСКЛО.
В6. Имя существительное (из предл. 10), к которому можно подобрать однокоренное наречие (+ само это наречие):
яркостью – ярко.
В7. Формообразующая частица из предложения 9: .
БЫ (не мог бы – глагол в условном наклонении)