Напишите сочинение-рассуждение , раскрывая смысл высказывания известного учёного-искусствоведа и историка Дмитрия Сергеевича Лихачёва : <<Язык в ещё большей мере , чем одежда, свидетельствует о вкусе человека , о его отношении к окружающему миру , к самому себе >>.
Аргументируя свой ответ приведите 2 примера из текста .
Текст:
(1)Шаль прочно вошла в быт различных русского общества, став характерным элементом русского костюма дворянского, а позже купеческого и крестьянского. (2)Особенно широкое рас шали получают с середины ХХ века, когда на многих мануфактурах и фабриках налаживается производство более дешевых платков и шалей с набивным' узором.
(3)В конце 1850-х годов начинают произволить подобные шали и в небольшом подмосковном городе Павловском Посаде на предприятии, принадлежащем купцам Якову Ивановичу Лабзину и Ивановичу Грязнову.
(4)История предприятия восходит к шелковой фабрике крестьянина села Павлово Богородского уезда Московской губернии Ивана Дмитриевича Лабзина, деда Якова Ивановича Лабзина.
(5)Я.И. Лабзину вместе с умным и энергичным компаньоном Василием Ивановичем Грязновым удалось значительно расширить и переориентировать производство. (6)В 1868 году было оформлено как торговый дом. (7)А в начале ХХ века "Товарищество Мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова» - самое крупное предприятие России по выпуску шерстяных платков и шалей, где работало более 2000 человек.
іка». экой
(8)Василий Грязнов был широко известен при жизни среди окрестного поселения своими богоугодными делами. (9)Став купцом 1-й гильдин, В. Грязнов не изменил своему образу жизни - служению Богу и ближнему. (10)Он сумел в себе соединить высокое, духовное и материальное .
(11)При жизни Василий Иванович пользовался большим духовным и нравственным авторитетом среди современников. (12)В августе 1999 года
В. И. Грязнов был канонизирован" Русской Православной Церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский.
(13)Первоначально павловские платки стилистически мало отличались от платков московских мануфактур и преимущественно декорировались так называемым «стурецким» узором, стилистика которого восходит к восточным шалям. (14)В дальнейшем рисунки шалей стали очень разнообразны. (15)Композиции платков решались пышно, торжественно или, напротив, легко и изящно. (16)В их декоре, наряду с цветочными, использовались орнаментальные мотивы: стилизованные ветви, завитки, вазоны, фестончатые ленты в сложных разворотах. (17)В изображении цветов предпочтение отдавалось садовым, в первую очередь, розам и георгинам.
(18)К началу ХХ века окончательно сложился стиль павловского платка. (19)Особой популярностью в эти годы пользовались шали двух типов. (20)К первому относились шали из тонкой полупрозрачной шерсти. (21)Узор таких шалей набивался на кремовом или цветных грунтах. (22)Орнамент включал объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка. (23)Второй тип представляли шали из плотной шерстяной ткани, отличавшиеся характером набойки, колоритом, построенным на сочетании немногочисленных ярких красок с преобладанием красного цвета, и, конечно, рисунком. (24)Букеты цветов на таких платках, как правило, заключались в различной формы медальоны вытянутых "огурцов" и дополнялись геометрическими фигурами из орнаментальных полос или цветочных гирлянд, композиционно акцент делался на угол платка.
(25)Отличительной особенностью павловских платков была безупречная гармония в подборе цветовых сочетаний и отдельных элементов декора. (26)Не случайно предприятие получает в 1896 году высшую награду промышленной выставки в Нижнем Новгороде: право изображения Государственного герба на вывесках и этикетках.
(27)В.И. Грязнов совместно с Я. И. Лабзиным основал уникальное производство платков и шалей не только город, но и всю Россию. (28)И сегодня мастера и художники Павловопосадской Платочной Мануфактуры радуют глаз своих почитателей изысканными рисунками и орнаментами. (29)Благодаря российским мастерам павловопосадский платок известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России.
Основным занятием населения оставалось земледелие. Преобладающей системой становились трехполье, но в Полесье ещё бытовало и подсечно-огневое земледелие. В южных волостях, где было немало свободных земель, хлебопашество велось т. н. переложным В отдельных случаях все эти формы ведения сельского хозяйства сосуществавали одновременно[2].
Освобождения от господства золотоордынцев благоприятно сказалось на дальнейшем развитии сельского хозяйства, ремесла и торговли. Значительная часть крестьян сохраняли старинную общинную организацию. Большая часть крестьянских угодий находилась в пользовании дворищ (они включали родственные семьи нескольких поколений). Дымы входившие в состав дворища, закрепляли за собой те участки, на которых вели индивидуальное хозяйство. Дворище, обычно состоявшее из 5-11 дымов, отбывало повинности: выполняло работу, платило дань феодалу и великому князю, разверстывая эти повинности между дымами.
Росло крупное феодальное землевладение за счёт захвата общинных земель. Усиливалось наступление феодалов на сельскую общину. Крестьянство — основная масса населения края — подвергалось различным формам феодальной эксплуатации: давало дань натурой — мёдом, воском, мехом ценных зверей, хлебом, иногда вносило чинш в пользу феодалов или отбывало барщину, платило подати и выполняло повинности в пользу государства. Главной постоянной денежной податью была поголовщина. Вторым денежным налогом в 13-15 вв. являлась татарщина. Кроме того, крестьяне должны были строить и ремонтировать замки, мосты и дороги; нести сторожу в замках и в поле; косить сено, давать подводы, стацию (продукты великому князю и его двору во время переездов). Много земли принадлежало церкви. Последней, кроме повинностей, зависимые крестьяне платили ещё и десятину[3].
В деревьях края было много кустарей, основным занятием для которых являлось ремесло. Это были кузнецы, слесари, котельщики, плотники, колесники, бочары, обжигальщики, скорняки, кожемяки, хомутчики, ткачи, портные, пивовары, винокуры. Много ремесленников жило в городах, число которых в 14-15 вв. увеличилось[4].
Феодальная зависимость селян заключалась не только в выполнении повинностей в пользу пана, но и в ограничении их свободы. По своему юридическому положению они делились на погожих (вольных) и непогожих (отличей). Последние были уже закрепощены, а первые ещё пользовались ограниченным правом перехода от одного феодала к другому. Феодальная зависимость крестьян всё возрастала[5]. Тяжёлое положение подвластного Литве населения усугублялось частыми нападениями Крымского ханства. Особенно опустошительными были набеги на черниговские земли в 1482 и 1495 годах крымского хана Мергли-Гирея.
Переход властиНаселение Чернигово-Северщины стремилось избавиться от господства Великого княжества Литовского, опираясь на поддержку Русского государства. В 1500 году чернигово-северские князья, владевшие Черниговом, Стародубом, Рыльском, Новгород-Северским, Гомелем, Любечем и другими городами, «со многими волостями» перешли на сторону Москвы. В составе Чернигово-Северской земли отошёл и Нежин.
Начавшаяся тогда война России с Литвой за эти земли закончилась в 1503 году перемирием, по которому Чернигово-Северская земля осталась в составе Русского государства (тогда Московское княжество), за исключением небольшой полосы около Остра, оставшегося за Литвой.