Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста а.м. пешковского: «у каждой части речи свои достоинства». аргументируя свой ответ, 2 примера из прочитанного текста. приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. вы можете писать работу в
научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. начать сочинение вы можете с высказывания. объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. текст: однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору.
он раскопал нору и нашёл там одного маленького лисёнка. видно, лисица-мать успела остальных перетащить в другое место. а у этого лесника уже жил дома щенок. гончей породы. тоже ещё совсем маленький. щенку было от роду один месяц. вот и стали лисёнок и щенок расти вместе. и спят они рядышком, и
играют вместе. занятно они играли! лисёнок лазал и прыгал, как настоящая кошка. прыгнет на лавку, а с лавки на стол, хвост задерёт трубой кверху и смотрит вниз. а щенок полезет на лавку — хлоп! — и упадёт. лает, бегает вокруг стола целый час. а потом лисёнок спрыгнет вниз, и оба лягут спать.
поспят-поспят, отдохнут и снова начнут гоняться друг за другом. щенка звали огарок, потому что он был весь рыжий, будто огонь. а лисёнка лесник назвал васькой, как кота: он лаял тоненьким голоском — будто мяукал. всё лето щенок и лисёнок прожили вместе, и к осени оба выросли. щенок стал заправским
гончаром, а лисёнок оделся в густую шубу. лесник посадил лисёнка на цепь, чтобы он не убежал в лес. «подержу, — думает, — его на цепи до середины зимы, а потом его в город на шкурку». ему жалко было самому стрелять лису, уж она была ласковая. а с гончим огарком лесник ходил на охоту и стрелял
зайцев. вот однажды вышел лесник утром покормить лису. глядит, а у лисьей будки одна цепь и рваный ошейник. убежала лиса. «ну, — подумал лесник, — теперь мне не жалко тебя застрелить. видно, не бывать тебе ручным зверем. дикарь ты, дикарь. найду в лесу и застрелю как дикую». вызвал он своего огарка,
снял с полки ружьё. — ищи, — говорит, — огарко. ищи своего приятеля. — и показал следы на снегу. огарок залаял и побежал по следу. гонит, лает — по следу идёт. и ушёл он далеко-далеко в лес, еле его слышно. вот он и совсем замолк. а вот снова сюда идёт — лай всё ближе, ближе. лесник спрятался за
ёлку на опушке, взвёл курки на ружье. и вот видит: выбежали из лесу разом двое. лиса и собака. собака лает и повизгивает. и бегут они по белому снегу рядышком. как настоящие приятели — плечо к плечу. вместе кочки перескакивают, друг на друга смотрят и будто улыбаются. ну как тут стрелять. ведь
собаку убьёшь! увидали звери лесника, подбежали. васька прыгнул к нему на плечи, а пёс встал на задние лапы, упёрся в грудь хозяину и хамкает и ловит шутя лисий хвост. — эй, вы, чертенята! — сказал лесник. спустил курки на ружье и вернулся домой. и так жила лиса у него в избе всю зиму — не на
цепи, а просто так. а весной стала уходить в лес — мышей ловить. ловила-ловила да и осталась в лесу совсем. а гончий огарок с тех пор не гонит лисиц. видно, все лисицы ему стали друзья.
8нцн8урунн8ннн~нцнцннцнцц I. С каким утверждением нельзя согласиться? Дайте правильный вариант.
1. По происхождению союзы делятся на производные и непроизводные.
2. Производные союзы возникли давно и сейчас нельзя объяснить, от каких слов они произошли.
3. Значение непроизводных союзов в современном языке не мотивировано.
4. Большинство производных союзов образовано из местоимений и наречий.
II. Что нужно поменять местами, чтобы утверждения А и Б стали истинными?
А. К целевым подчинительным союзам относятся:
1. чтобы, 2. для того чтобы, 3. дабы, 4 ежели бы.
Б. К условным подчинительным союзам относятся:
5. лишь бы, 6. если, 7. коли, 8. когда бы.
III. Спишите, вставьте пропущенные союзы, определите группу по значению, разряд.
1. И комар лошадь повалит ... медведь подсобит. /Пословица/
2. Мне стало очень приятно ... я познакомился с этим мальчиком. /Л. Пантелеев/
3. Не имя красит человека ... человек – имя. /Пословица/
4. Весной ... летом цветет сирень? /В. Бианки/
5. Гнездо скворец устраивает очень глубоко ... туда не пролезла лапой кошка. /А. Куприн/
IY. В каких предложениях союз И связывает однородные члены? Запишите их, расставляя недостающие знаки препинания.
1. И туман и непогоду осень поздняя несет. /А. Пушкин/
2. Станешь робко ногой на ледок и из-под ледка брызнет вода, звонкая, веселая. /Б. Горбатов/
3. Мелодия гармония и ритм неисчерпаемы. /П. Чайковский/
4. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. /А. Чехов/
Y. Продолжите предложение дважды, так, чтобы получилось сначала предложение с одноразовыми членами, затем сложное. Не забудьте расставить запятые!
Повалил частый снег и ... .
YI. Закончите предложение так, чтобы получилось предложения, выражающие:
а/ временные отношения; б/ причинные отношения; в/ условные отношения.
Знание иностранного языка необходимо ... /когда? почему/ при каком условии? /
YII. Где выделенное слово – СОЮЗ? Запишите предложения с союзами ТАКЖЕ и ТОЖЕ.
1. Истина необходима человеку так/же/, как слепому трезвый поводырь. /М. Горький/
2. От дождя женщины спрятались под дубом, нам так/же/ пришлось искать пристанище.
3. Ярким пламенем вспыхнула сухая береста, и в то/же/ мгновенье вокруг стало вдвое темнее. /В. Арсеньев/
4. Хоть ты и в новой коже, да сердце у тебя все то/же/. /И. Крылов/
YIII. Различайте союз и другие части речи! Найдите и запишите предложения, в которых употреблены местоимения с предлогами или частицами.
1. Кайся, да опять, за/то/ не принимайся! /Пословица/
2. Я никогда не видел, что/б/ кто-нибудь бежал так быстро! /Е. Велтисов/
3. В стране Гудвина грозы случались редко, за/то/ достигали неимоверной силы. /А. Волков/
4. Что/бы/ он ни затеял, всему сопутствовала тревога. /Е. Дулова/
IХ. К какой части речи относится слово ПО/ТОМУ/ в предложении? Поясните свою точку зрения.
1.