Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Веры Арсеньевны Белошапковой: «Именно союзы в сложноподчинённых предложениях определяют характер отношений между явлениями, о которых говорится в частях этого сложного предложения».
Приведите примеры высказывания с текста
Текст:
(1) Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно. (2) - Слушай, дорогой, - сказала мальчику мать. (3) - Задёрни шторку или пересядь на соседнее кресло. (4) Здесь слишком жарко от солнца, а тебе это вредно. (5) - Мне здесь очень хорошо, - сказал мальчик. (6) - Нуладно, - ответила мать. - (7) Сиди, а я пересяду. (8) Из кабины вышел лётчик. (9) Он сел рядом с мальчиком. (10) - Нравится? (11) - Очень, - ответил мальчик. (12) -- Мечтаешь тоже, видно, в лётчики? (13) Мальчик смутился. (14) - Я люблю рисовать, - ответил мальчик. (15) - Вон, смотрите: белые облака, совсем как стадо белых слонов. (16) У первого под хоботом клыки. (17) А вон облако похоже на кита. (18) Очень красивый хвост.
(19) Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. (20) Емустало стыдно, что он рассказывает взросломучеловеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов и китов.
(21) - Здорово утебя работает фантазия, - сказал лётчик. (22) - Действительно, до чего эти облака походят на слонов! (23) Ловко ты подметил.
При
Тиң
1ся
(24) В Москве краски, как взрослому художнику, и я буду рисовать, - сказал мальчик. (25) - Смотрите, а вон земля! (26) Земля похожа на мозаику - есть такая детская игра. (27) Лётчик с восхищением посмотрел на худенького мальчика: сколько он летал, а ничего этого не видел. (28) Небо для лётчика всег- дабыло только местом работы, а земля для него была местом посадки, где можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов. (29) Вдруг в самолёте сразу стало темно. (30) Навстречу, полыхая молниями и грохоча, приближалась большая свинцовая туча. (31) Лётчика позвали в кабинусамолёта, и он ушёл. (32) Мать мальчика пересела поближе к сыну.
(33) Самолёт оказался в грозовом кольце. (34) Мальчик увидел, что двое мужчин встали с первых сидений и в хвост самолёта. (35) Все почему-то беспокойно посмотрели им велед. (36) Потом поднялись ещё двое и тоже пошли в хвост. (37) Вышел лётчик, посмотрел на пустые кресла и громко сказал пассажиров немедленно занять свои места!» (38) Лётчикуне- приятна была трусость этих людей, которые при первой опасности бросаются в хвост самолёта, - думают, что это их И, пока эти люди возвращались на свои места, он не уходил. (40) При этом Не- взгляд лётчика на секунду встретился со взглядом мальчика. (41) Неожиданно и слишком легкомысленно для такого опасного момента лётчик подумал: «Интересно, на что похожа эта грозовая туча)»
(42) Моторы самолёта натужно гудели, обшивка трешалаот встречного ветра… (43) Все пассажиры молчали, многие задёрнули шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. (44) Только мальчик смотрел в окно. (45) Ему нравилась эта дикая, волшебная красот, эта страшная чернота грозового неба.
(46) Что-то начало рваться, ослепительно бить в самые окна, ломать самолёт. (47) Это продолжалось пять минут а потом появилась земля, и самолёт покатил по твердой бетонной дорожке,
(48) Хлестал отчаянный дождь. (49) ажиры выскочили из самолёта и, не дожидаясь автокара, побежали к зданию аэропорта. (50) Последним бежал лётчик. (51) Он нехотел отставать от людей, с которыми пережил минуты большой опасности. (52) Емуне хотелось сразу с ними расставаться. (53) - Вы сейчас куда? - спросиллетчик уматери мальчика. (54) - Нам надо на симферопольский самолёт. (55) Он улетает че-
рез два часа.
(56) - Два часа? - переспросил мальчик. (57) - Может быть, мы
успеем купить краски?
(58) - Ты же видишь, какая погода? - сказала мать. (59) - Сейчас дождь. (60) Ты можешь простудиться. (61) Краски купим на обратном пути.
(62) - Ну, будь здоров! - сказал лётчик мальчику. (63) - Рад был
познакомиться.
(64) Когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», появился лётчик. (65) Он был в том же мокром костюме - не успел переодеться.
(66) - Воттебе краски. (67) Красные, синие, лазурные и так далее… (68) А потом лётчик ушёл. (69) Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы ещё раз посмотреть му на землю сверху и увидеть её как-то по-новому.
А1. Какое слово является однозначным?
? 1) блондин - светловолосый человек
? 2) челнок
? 3) число
? 4) серебряный
А2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
? 1) читает письмо
? 2) ветер воет - свист ветра похож на вой
? 3) старинная крепость
? 4) хлебный магазин
А3. В каком предложении есть антонимы?
? 1) Хлеб мягкий, свежий.
? 2) Ищи не дом, а соседей.
? 3) Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
? 4) Корень учения горек, а плод его сладок.
А4. В каком предложении есть синонимы?
? 1) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.
? 2) Сова спит днём, а охотится ночью.
? 3) В поэтической речи глаза часто называют очами.
? 4) Эскалаторы движутся вверх и вниз.
В1. Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.
Рысь — осторожное и ловкое животное.
Рысь - животно, рысь - лошадиный ход.
С1. Опишите дом, в котором вы живёте, используя синонимы.
Я живу в высотном доме. Это многоэтажное строение расположено в новом квартале города. Светло-серый корпус видно издалека, он громадой возвышается над зеленью расположенного рядом лесопарка. Дом построен по типовому проекту. Среди новостроек он выделяется причудливой башенкой с антенной сотовой связи на крыше. Я люблю смотреть на свой дом вечерами, возвращаясь с прогулки. В лучах заката алеют, горят, золотятся ленты окон. Облицовка стен светится розовым теплом. Даже бордовый сайдинг балконов становится похожим на шоколад. А потом вразброс зажигаются яркие окна кухонь, голубые прямоугольники залов, цветные ночники в детских. Кажется, что светящееся обитаемое дерево тянется к звездам.
Синонимы:
высотном, многоэтажном;
корпус, дом, новостройка;
алеют, горят, золотятся, светится.