Сто лет с той нашей первой встречи, Когда тобою был замечен. Как редкий случай. Как везенье. Как доброй воли проявленье. Так было всё необычайно! Как будто ласточка случайно В моё окошко залетела, А улетать не захотела. Всё так таинственно, секретно. И было всё тобой запретно. «Как Вас зовут»? «Узнайте сами». «Где вы живёте?» «За лесами». «Ну, хоть немного намекните». «Нет, не скажу Вам, извините». «Вы почему меня боитесь И за секретами таитесь»? «Оставьте это. Пролетели. Вы сами кто на самом деле»? Так мы знакомились. И тайна Дразнила нас необычайно. А помнишь, как ещё несмело Стихи писали неумело? И колдовали мы друг друга, Воруя время для досуга. Так сколько ж лет с тобой знакомы ? Уже заполнились альбомы, Уже написаны романы, Хоть мы с тобой. С деревьев листья облетали, Весной долины расцветали, А мы всё пишем продолженье. И между нами притяженье … Мечтою стала ты воздушной. Душой я молод, я послушный. Я всё ещё слегка робею. Желаю счастья к юбилею! Сто лет сегодня нашей встрече. Мадам, зажгите лучше свечи. В их свете призрачном, неясном Мы помечтаем о прекрасном.
«Людмила» — первая поэма Жуковского, являющаяся великолепным образцом романтического жанра. Самое начало поэмы ясно доносит до читателя всю глубину чувств Людмилы, ожидающей своего возлюбленного. Она мучится от неизвестности, ждет, надеется, не желает верить в печальный исход событий. Где ты, милый? Что с тобою? С чужеземною красою, Знать, в далекой стороне Изменил, неверный, мне; Иль безвременно могила Светлый взор твой угасила. Людмила предстает романтической героиней, жизнь которой может быть счастливой только в том случае, если рядом находится любимый человек. Без любви все моментально теряет свой смысл, жизнь становится невозможной, и девушка начинает думать о смерти. Сама ее натура восстает против жестокой и несправедливой судьбы, девушка решается роптать на свою несчастливую долю, посылая протест небесам. Жених Людмилы приходит к ней с того свеча, унося ее за собой. В поэме описано страшное мистическое путешествие девушки вместе с мертвецом. Постепенное нагнетание тревожной, страшной, мистической обстановки позволяет читателю как нельзя более глубоко проникнуться замыслом поэмы. Гибель Людмилы как бы предопределена с самого начала. Она в своем безрассудстве послала проклятие небесам, за что ей была ни гибель. Что же, что в очах Людмилы ?.. Ах, невеста, где твой милый? Где венчальный твой венец? Дом твой — гроб; жених — мертвец. Оценивая балладу с позиции наличия в них канонических элементов романтизма, мы обнаружим, что Жуковский придерживался правил. В балладе есть четко выраженный сюжет, диалоги (между героиней и женихом, героиней и матерью, рефрены: это строки "Светит месяц, дол сребрится, мертвый с девушкою мчится; путь их к келье гробовой. Страшно ль, девица, со мной? ", "Близко ль, милый? Путь далек" и др). Основной сюжет сопровождается картинами природы, отражающими настроение героини.
Когда тобою был замечен.
Как редкий случай. Как везенье.
Как доброй воли проявленье.
Так было всё необычайно!
Как будто ласточка случайно
В моё окошко залетела,
А улетать не захотела.
Всё так таинственно, секретно.
И было всё тобой запретно.
«Как Вас зовут»? «Узнайте сами».
«Где вы живёте?» «За лесами».
«Ну, хоть немного намекните».
«Нет, не скажу Вам, извините».
«Вы почему меня боитесь
И за секретами таитесь»?
«Оставьте это. Пролетели.
Вы сами кто на самом деле»?
Так мы знакомились. И тайна
Дразнила нас необычайно.
А помнишь, как ещё несмело
Стихи писали неумело?
И колдовали мы друг друга,
Воруя время для досуга.
Так сколько ж лет с тобой знакомы ?
Уже заполнились альбомы,
Уже написаны романы,
Хоть мы с тобой.
С деревьев листья облетали,
Весной долины расцветали,
А мы всё пишем продолженье.
И между нами притяженье …
Мечтою стала ты воздушной.
Душой я молод, я послушный.
Я всё ещё слегка робею.
Желаю счастья к юбилею!
Сто лет сегодня нашей встрече.
Мадам, зажгите лучше свечи.
В их свете призрачном, неясном
Мы помечтаем о прекрасном.
Где ты, милый? Что с тобою?
С чужеземною красою,
Знать, в далекой стороне
Изменил, неверный, мне;
Иль безвременно могила
Светлый взор твой угасила.
Людмила предстает романтической героиней, жизнь которой может быть счастливой только в том случае, если рядом находится любимый человек. Без любви все моментально теряет свой смысл, жизнь становится невозможной, и девушка начинает думать о смерти. Сама ее натура восстает против жестокой и несправедливой судьбы, девушка решается роптать на свою несчастливую долю, посылая протест небесам.
Жених Людмилы приходит к ней с того свеча, унося ее за собой. В поэме описано страшное мистическое путешествие девушки вместе с мертвецом. Постепенное нагнетание тревожной, страшной, мистической обстановки позволяет читателю как нельзя более глубоко проникнуться замыслом поэмы. Гибель Людмилы как бы предопределена с самого начала. Она в своем безрассудстве послала проклятие небесам, за что ей была ни гибель.
Что же, что в очах Людмилы ?..
Ах, невеста, где твой милый?
Где венчальный твой венец?
Дом твой — гроб; жених — мертвец.
Оценивая балладу с позиции наличия в них канонических элементов романтизма, мы обнаружим, что Жуковский придерживался правил. В балладе есть четко выраженный сюжет, диалоги (между героиней и женихом, героиней и матерью, рефрены: это строки "Светит месяц, дол сребрится, мертвый с девушкою мчится; путь их к келье гробовой. Страшно ль, девица, со мной? ", "Близко ль, милый? Путь далек" и др). Основной сюжет сопровождается картинами природы, отражающими настроение героини.