Направо от пути расстилалась кочковатая равнина, темно-зеленая от постоянной сырости, и на краю ее были брошены серенькие домики, похожие на игрушечные; на высокой зеленой горе, внизу которой блистала серебряная полоска, стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким металлическим визгом, внезапно усилившимся, бешено влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки, Петька даже вздрогнул от испуга и неожиданно отшатнулся от окна, однако тотчас же вернулся к нему: боялся потерять хоть малейшую подробность путешествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали, как будто по этому лицу кто-то провел горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо блестящим и белым.
В течение первых двух дней пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. Он часто возвращался к матери, прижимался к ней и, когда барин спрашивал его, хорошо ли ему на даче, улыбаясь, отвечал: «Хорошо!» И затем он снова отправлялся к лесу и тихой речонке и будто выпытывал у них что-то.
(169 слов)
(По Л. Андрееву)
Раздел ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задание № 1. Выпишите из текста одно сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи и произведите его полный синтаксический разбор (разобрать сложное предложение; все предикативные части; указать виды связи в сложном предложении).
Задание №2. Определить стиль текста, аргументировать свой выбор.
Задание № 3. Указать доминирующий тип речи и элементы других типов речи (если есть
1) "П, - а, - п".
"Сегодня, - сказал я, - мы отправляемся в поход".
2) "П, - а, - п? (!)"
"Я сегодня иду в театр, - сказала мама, - ты хочешь пойти со мной?"
3) "П, - а. - П!"
"Давайте собирать грибы, - сказал папа. - Как красиво в лесу после дождя!"
и наоборот
"П! - а. - П".
"Как тебе хорошо в этом сарафане! - восхитился папа. - Давай сегодня сходим в парк".
3) "П? - а. - П?"
"Опять у тебя двойка? - спросила мама. - Когда ты начнёшь делать уроки?".
4) "П, - а. - П".
"Море спокойное, - подумал капитан. - Завтра отплываем".
после слов автора — точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая — если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце её, например:
— Не хотите ли подбавить рому? — сказал я моему собеседнику. — У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно (Лермонтов) .
— Ну, полно, полно! — сказал Печорин, обняв его дружески. — Неужели я не тот же? (Лермонтов) .
— Выслушайте меня… — сказала Надя, — когда-нибудь до конца (Чехов) .
— Меня зовут Фомой, — отвечал он, — а по прозвищу Бирюк (Тургенев) .
— Дождь пойдёт, — возразил Калиныч, — утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет (Тургенев) .
Примечание 1. Если в словах автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например:
— Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь? (М. Горький) .
Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.
Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь») , имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.