1)Кто (подлежащее) опоздал на урок литературы? Кто (подлежащее) бы ни пришел к нам, мама всегда накрывала стол к чаю. 2) Что (дополнение) нам задали по математике а вторник? Она сказали, что нам задали решите две задачи и выучить теорему о треугольниках. 3) Какой (определение) урок будет после химии? Мама спросила, какой костюм ей подходит больше, голубой или синий. 4) Каков (определение) масштаб этого изображения на географической карте? Наташа спросила, каков масштаб этого чертежа. 5) Чей (определение) это портрет стоит на твоем столе в кабинете? Ирина, чей портрет вы видите на столе в моем кабинете, это моя старшая дочь. 6) Который (определение) из этих рисунков Ильиной Светланы? Рисунок, который занял первое место в конкурсе, был самым ярким и красочным. 7) Сколько (обстоятельство) лет знаю тебя, а каждый раз удивляюсь твоим поступкам! Мама спросила, сколько лет моему другу Александру.
Это самый часто задаваемый вопрос. Почему ребёнок поздно заговорил, почему ребенок молчит, почему речевые нарушения у детей в последнее время встречаются всё чаще?
Была свидетелем того, как один воспитатель говорила: «Да, дети хуже стали сейчас говорить, потому что мы мало уделяем им внимания, мало разговариваем с ними». На самом деле не всё так просто — существует целый ряд причин речевых нарушений, часто встречается и взаимодействие тех или иных неблагоприятных факторов.
М.Е. Хватцев (один из основоположников логопедии) выделил органические, социально психологические и психоневралогические причины.
Органические причины — недоразвитие и поражение мозга, а также органические поражения периферических органов речи (например, ринолалия — расщелины нёба).
Функциональные причины — нарушение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Психоневралогические причины — умственная отсталость, нарушения памяти, внимания и так далее.
Социально-психологические причины — неблагоприятное влияние социума, неправильная речь окружающих людей, психическая травма, педагогическая запущенность.
М.Е. Хватцев также впервые разделил все причины на внешние и внутренние (экзогенные и эндогенные) и особенно подчеркнул их взаимодействие.
Эндогенные — гипоксия плода, воздействие вирусов и лекарственных препаратов на плод, заболеваниия матери во время беременности, травмы и так далее. Экзогенные — недостаток речевого общения, психотравматическое окружение, билингвизм (двуязычие), неблагоприятное внешнее воздействие в критические периоды развития речи.
Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина пишут, что основные причины патологии детской речи это:
1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и другие причины.
2. Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
5. Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Крайне некорректно людям со стороны говорить о причинах нарушения речи ребенка. Возможно, во время родов произошли какие-то микро-кровоизлияния в ЦНС ребенка, о которых никто даже не подозревает. Поиск причины возникновения речевого нарушения нужен не для поиска виновных, а для адекватного и своевременного построения коррекционных мероприятий
Кто (подлежащее) бы ни пришел к нам, мама всегда накрывала стол к чаю.
2) Что (дополнение) нам задали по математике а вторник?
Она сказали, что нам задали решите две задачи и выучить теорему о треугольниках.
3) Какой (определение) урок будет после химии?
Мама спросила, какой костюм ей подходит больше, голубой или синий.
4) Каков (определение) масштаб этого изображения на географической карте?
Наташа спросила, каков масштаб этого чертежа.
5) Чей (определение) это портрет стоит на твоем столе в кабинете?
Ирина, чей портрет вы видите на столе в моем кабинете, это моя старшая дочь.
6) Который (определение) из этих рисунков Ильиной Светланы?
Рисунок, который занял первое место в конкурсе, был самым ярким и красочным.
7) Сколько (обстоятельство) лет знаю тебя, а каждый раз удивляюсь твоим поступкам!
Мама спросила, сколько лет моему другу Александру.
Это самый часто задаваемый вопрос. Почему ребёнок поздно заговорил, почему ребенок молчит, почему речевые нарушения у детей в последнее время встречаются всё чаще?
Была свидетелем того, как один воспитатель говорила: «Да, дети хуже стали сейчас говорить, потому что мы мало уделяем им внимания, мало разговариваем с ними». На самом деле не всё так просто — существует целый ряд причин речевых нарушений, часто встречается и взаимодействие тех или иных неблагоприятных факторов.
М.Е. Хватцев (один из основоположников логопедии) выделил органические, социально психологические и психоневралогические причины.
Органические причины — недоразвитие и поражение мозга, а также органические поражения периферических органов речи (например, ринолалия — расщелины нёба).
Функциональные причины — нарушение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Психоневралогические причины — умственная отсталость, нарушения памяти, внимания и так далее.
Социально-психологические причины — неблагоприятное влияние социума, неправильная речь окружающих людей, психическая травма, педагогическая запущенность.
М.Е. Хватцев также впервые разделил все причины на внешние и внутренние (экзогенные и эндогенные) и особенно подчеркнул их взаимодействие.
Эндогенные — гипоксия плода, воздействие вирусов и лекарственных препаратов на плод, заболеваниия матери во время беременности, травмы и так далее.
Экзогенные — недостаток речевого общения, психотравматическое окружение, билингвизм (двуязычие), неблагоприятное внешнее воздействие в критические периоды развития речи.
Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина пишут, что основные причины патологии детской речи это:
1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и другие причины.
2. Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
5. Наследственные факторы.
В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Крайне некорректно людям со стороны говорить о причинах нарушения речи ребенка. Возможно, во время родов произошли какие-то микро-кровоизлияния в ЦНС ребенка, о которых никто даже не подозревает.
Поиск причины возникновения речевого нарушения нужен не для поиска виновных, а для адекватного и своевременного построения коррекционных мероприятий