Наша жизнь наполнена общением. Мы общаемся лично, по телефону, Интернету... Устно и письменно. С слов и без них. С современниками и (посредством письменных текстов) c авторами, давно ушедшими от нас. С нами пытаются общаться одновременно по всем телевизионным каналам и со всех радиостанций... Мы общаемся... Получается, что наша жизнь без общения немыслима. Поэтому, роль общения и в нашей жизни, и в общественно, и в профессиональной, и в частной, – огромна. Общение пронизывает все сферы, деятельности человека, поэтому изучается очень многими науками, в каждой из которых ученые подходят к феномену общения со своих позиций.
Очень точно выразил сущность общения академик Д. C. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга» (обращаемся к эпиграфу). B этих словах подчеркивается именно взаимность влияния людей друг на друга и необходимость их друг другу для осознания своей индивидуальности и для развития каждого. Такой подход и такое понимание подчеркивают обусловленность общения как основного элемента культуры. Это объясняет и основное средство общения – речь.
Общение – это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих).
Общение – это деятельность.
Задания к тексту:
1. Определите тему текста.
2. Определите стилевую принадлежность.
3. Выделите основные смысловые части текста. Составьте сложный план.
4. Составьте глоссарий по данной теме
1. Необходим такой механизм, который должен создать привычку к соблюдению закона всеми без исключения.
2. Те огромные перемены, которые предстоит совершить в обществе, предполагают совершенно иных лидеров.
3. Есть такие проблемы, которые могут решить только молодые люди.
4. Конфликт в пьесе не выдумка автора: за ним стояла та общественная борьба, которая была характерна для русской жизни XIX века.
5. В обществе и в природе не бывает ничего лишнего, особенно среди тех форм развития человечества, которыми оно пользуется на протяжении многих тысячелетий.
6. Это один из таких кандидатов на пост, которые всех устраивают.
7. У ученых были такие аргументы, которые не вызывали сомнений.
8. Это как раз один из тех политиков, которые говорят правду.
1. Озаглавьте текст. Заглавие: Климат и человек.
2. Определите основную мысль текста: влияние климата на характер человека.
3. Составьте сложный план текста:
І Вступление
Влияние климата на характер человека.
ІІ Основная часть
Климат - глобальный фактор.
1. Нордический характер скандинавов.
2. Утверждение ученых-климатологов.
3. Что нужно человеку для долгой и счастливой жизни?
4. Проблема зимней депрессии.
ІІІ Заключение
Тепло и солнце делают людей активными.
4. Выпишите из текста предложение с вводным словом:
Климат, безусловно, формирует характер человека.
5. Выпишите из текста СПП, нарисуйте схему, выделите подчинительный союз (в кружок) (СПП - сложноподчиненное предложение):
[По наследству передаются характер и внешний вид], и [потомственный швед, родившийся в солнечной стране, сохранит северный внешний вид и "энергосберегающий" характер].
[ ], и [ ]. Сочинительный союз и.
6. Выпишите из текста ССП, нарисуйте схему, выделите сочинительный союз (в кружок) (ССП - сложносочиненное предложение).
[Тепло и солнце делают людей более активными], и [люди начинают лучше мыслить]. [ ], и [ ]. Сочинительный союз и.
7. Выпишите предложение с производным предлогом, выделите его (в треугольник).
Благодаря солнцу нервная система человека приходит в норму.
Благодаря - производный предлог.
8. Выпишите предложение с модальной частицей, выделите ее (в квадрат).
Лишь в северных странах актуальна проблема зимней депрессии.
Лишь - модальная частица.
9. Выпишите предложение с приложением, приложение подчеркните.
Ученые- климатологи утверждают, что климат также сказался на внешнем виде: светлая кожа и волосы, без кровинки в лице, тонкий длинный нос, который заставляет воздух проходить длительнее, за счёт чего он успевает нагреться до температуры тела.
10. Выпишите предложение с противительным союзом, выделите его (в кружочек).
Зато южные жители полная противоположность северным: темная, загорелая кожа, крупные черты лица, одним словом, кровь с молоком.
Зато - противительный союз.
11. Творческое задание. Продолжи предложение:
Характер целого народа зависит от того места, где он живет. В нашей местности климат и ландшафт влияют на характер жителей. Мы живём в городе Риддер, который расположен на северо-востоке Казахстана. Климат Риддера - резко континентальный, с колебаниями температуры воздуха.
Зима длинная, холодная, с толстым снежным покровом. Лето довольно короткое, нежаркое, с частыми дождями. Самый тёплый месяц - июль. Город Риддер имеет перспективные месторождения руд, обеспечен водными и лесными ресурсами. Люди, которые живут в нашем городе, привыкли к такому климату, вернее, при к нему. Особенно к влиянию высотности на человека.