НАВСЕГДА УЛЕТЕЛИ, НАВСЕГДА Грустной и тёмной ночью мы со старым учителем Петром Ивановичем
сидели у костра на берегу реки. Вдруг раздался звук, похожий на удары
весла по воде, и над нами, словно ветер, пронеслась птичья стая. Я потя-
нулся к ружью.
— Нельзя, нельзя! — ухватил меня за руку Пётр Ивано вич. — Аисты
спешат на работу.
— Здесь в каждой деревне аисты?
Пётр Иванович кивнул и грустно проговорил:
— А вот в нашей деревне они перестали гнездиться…
— Отчего же?
— Видать, крепко обиделась птица…
— Как так обиделась?
— Как так обиделась, — без всякого выражения повторил он за мной,
и только теперь я заметил, как стар Пётр Иванович.
Мне стало неловко: строгое и мужественное лицо выгляде ло непри-
вычно виноватым и жалким.
— Было это не с кем-нибудь, а, к сожалению, со мной, — сказал Пётр
Иванович. — С той поры мèнет скоро пять десятков лет, а до сих пор за-
быть не могу.
…Пришёл я из школы, а дед и говорит: «Ну, Петюша, давай аистов
привечать в дом, бают, счастье они приносят». Разыскали мы старое
колесо от телеги, при его на крыше, устроили гнездо.
И вот прилетели в деревню птицы. Конечно, и в нашем гнезде посели-
лась молодая пара. Снесла аистиха яйца и птен цов выводить села. Аист
всё увивался возле. С дальних болот приносил лягушек, а когда она отлу-
чалась из гнезда, он заме нял её, сидел тихо и неподвижно.
Всё бы хорошо, да я как-то возьми и спроси учительницу, что, мол, бу-
дет, если куриное яйцо в гнездо аиста подложить. Она в ответ только пожа-
ла плечами. Тогда я решил сам дознаться. Спугнул птицу и подложил яйцо.
В один из тёплых дней с восходом солнца появились четыре птенца, чёр-ные, с длинны ми щеями и красными ногами. И лишь из одного яйца ещё
много дней никто не появлялся. Наконец проклюнулся белень кий птенец
с короткой шеей и маленьким жёлтым клювиком, словно просил: «Пи-ить,
пи-ить!» Удивлялась аистиха. Но материнское сердце для всех одинаково.
Отец ходил сердитый, косился на мать. Всё реже и реже заменял её в гнез-
де. Вместо лягушек и ужей приносил тощих червяков. А однажды утром,
взмахнув крыльями, больно ущипнул аистиху за шею, улетел и больше не
возвращался. А вскоре нагрянули аисты. Долго кружили над гнездом, били
поочерёдно аистиху крыльями. Но та не проронила ни звука. Она крыльями
и телом закрывала маленькое существо, из-за которого её так ненавидели.
Птицы улетели на дальние болота. Аистиха, чтобы накор мить детей,
полетела на ближние болота, а когда возврати лась, неся в клюве длинного
червя, «маленького уродца» в гнезде не оказалось. Она заметила малень-
кий комочек у ребра кры ши. Птица бросилась к нему и, распластав кры-
лья, застыла.
Но живые просили есть. От зари до зари, словно пчёлка, одинокая
мать учила птенцов летать, стоять на одной ноге, воспитывала терпение.
А когда ранним осенним утром появилась отлётная стая, мать провожа-
ла своих птенцов в тёплые края. Наконец скрылась последняя птица.
Аистиха высоко поднялась в воздух, сделала прощальный круг над
гнездом, пронзительно вскрикнула и, сложив крылья, камнем упала вниз
на острое ребро крыши дома, туда, куда, к несчастью, выпал из моих рук
и разбился несмышлёныш.
С тех пор перестали гнездиться в нашей деревне птицы
Написать изложение по тексту и раскрыть его проблему, и её решение
Наше кровное родство со всем сущим очевидно. Об этом написал Николай Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Для многих из нас природа является предметом восхищения, душа расцветает от общения с ней. Александр Сергеевич Пушкин находил прелесть даже в непогожих днях поздней осени:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Виссарион Григорьевич Белинский называл природу «вечным образцом искусства». Её красоту изображали в своих произведениях писатели, поэты, художники, музыканты. Для творческих людей природа нередко становилась источником вдохновения. В рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Скрипучие половицы» повествуется о том, как сочинял свои произведения Пётр Ильич Чайковский. Любовь к родным, знакомым с детства местам вдохновила русского композитора на создание прекрасной музыки.
Известно немало случаев, когда природа исцеляла человека, давала жизненные силы. В рассказе О. Генри «Последний лист» героиня тяжело заболевает. Лёжа в постели, она считает листья на старом плюще. Джонси кажется, что, когда упадет последний лист, она умрет. Но лист отчаянно сопротивляется непогоде. И девушка тоже борется за свою жизнь.
Связь с природой действует на человека благотворно: тот, кто живёт в гармонии с окружающим миром, не может не обладать внутренней красотой. Вспомним Олесю, героиню одноимённой повести Александра Ивановича Куприна. Девушка, выросшая на лоне природы, в Полесье, привлекает нравственной чистотой и цельностью характера.
Однако не всегда взаимоотношения человека и природы складываются гармонично. Иногда мы забываем о том духовном начале, которое заложено в окружающем нас мире. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник,» — говорит Евгений Базаров, герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Наверно, в чём-то молодой нигилист прав. Однако его суждение, на мой взгляд, слишком одностороннее. Нельзя воспринимать природу лишь как пространство для деятельности человека и источник материальных благ. Такое потребительское отношение приводит к непоправимым последствиям, и мы уже имеем возможность в этом убедиться.
Неразумные, а иногда и варварские действия людей спровоцировали исчезновение редких видов животных и растений, загрязнение воздуха и воды. В некоторых районах планеты бурное развитие промышленности стало причиной настоящей экологической катастрофы.
А ведь в мире взаимосвязано всё, и вред, который мы наносим природе, рано или поздно обернётся против нас…
2. Принадлежал [простое глагольное сказуемое].
3. Видели [простое глагольное сказуемое]; трепал [просто глагольное сказуемое]; порывался собраться и пойти [составное глагольное сказуемое].
4. Произошло [простое глагольное сказуемое]; внесло [простое глагольное сказуемое]
5. Обнаружил [простое составное]; пуста [составное именное сказуемое]; сорвался с цепи [составное именное сказуемое].
6. Начали искать [составное глагольное сказуемое]; не было [простое глагольное сказуемое.
7. Потерял голову [фразеологизм]; был [простое глагольное сказуемое]