Найди предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запиши номера этих предложений (в порядке возрастания, без пробелов и знаков препинания). 21-го мая.
почти неделя, а я ещё не познакомился с Лиговскими: жду удобного случая. (2) Грушницкий, как тень, следует за княжной везде, их разговоры бесконечны: когда же он ей наскучит?.. (3) Мать не обращает на это внимания, потому что он не жених, — вот логика матерей! (4) Я подметил два, три нежных взгляда — надо этому положить конец.
(5) Вчера у колодца в первый раз явилась Вера... (6) Мы в одно время опустили стаканы, и, наклонясь, она мне сказала шёпотом:
— Ты не хочешь познакомиться с Лиговскими?.. (7) Мы только там можем видеться...
(8) Упрёк — я его заслужил...
(9) Забыл сказать: завтра бал по подписке в зале ресторации, и я буду танцевать с княжной мазурку.
по - причастный оборот, до - деепричастный оборот.
праздник наурыз,
с днем весеннего равноденствия (по), символизирующий наступление весны,
обновление природы(по), - самый любимый и
ожидаемый.
люди, надев национальные
одежды(до), ходят друг к другу с дарами. повсюду гуляния.
обычай дастархан,
известный далеко за пределами страны, - символ
гостеприимства: в нельзя отказать. дастархан устраивается и по праздникам.
за праздничным столом почетный гость, традиционно
получив баранью голову(до), особым образом приготовленную(по), делит ее между остальными гостями в соответствии с рангом каждого. чаепитие,
когда по-особому заваренный чай(по), залитый кипятком из самовара(по), пьют из широких
пиал, сидя на низких подушках(до), также одна из традиций казахстана, которые
сравнимы с философией народной мудрости.
суммативного оценивания за 1 четверть по предмету « язык»
письмо - 25 минут
слушание и говорение проверяется отдельно (2-3 минуты на каждого обучающегося)
количество - 24
вариант состоит из 3 , требующих развернутого и краткого ответов первое направлено на проверку слушания и говорения, второе – на чтение и третье – на письмо.
слушание и говорение
1
прослушайте текст 2 раза и перескажите близко к тексту от лица местного жителя.
местные жители полупустынных и пустынных зон казахстана замечают значительные изменения в климате.
они говорят, что весна приходит на 2–3 недели раньше, чем 5-10 лет назад. сократились площади выпаса скота, исчезли многие кормовые растения. лето стало невыносимо жаркое, а зима холодной.
вода во многих колодцах высыхает.
пятнадцать лет назад на этом месте был двор, усаженный кормовой растительностью. сегодня на месте дома можно встретить только песчаный бугор.
двадцать лет назад из-за забора был виден камыш высотой 3 метра, а сейчас - песчаные бугры высотой от 2 до 3 метров.
пески продолжают наступать на дворы жителей. под песками уже зарыто 5 дворовых поселений. озеро постепенно пересыхает, в результате чего вдоль береговой линии образуются мощные солевые накопления.
эта площадь может быть безвозвратно утеряна уже в считанные годы, покрывшись песками.
чтение
2
прочитайте текст, выполните
конь в казахской традиции
конь в казахской традиции занимает свое особое почетное место. это связано с тем, что казахский народ всегда был кочевым. в бытовой жизни кочевников среди четырех разновидностей животных конь всегда ценился выше других и занимал свое особенное место. «лев – царь зверей, конь – царь скота», «крылья батыра – конь», «неудачливого джигита выручает удачливый конь»,- так говорят народные поговорки. казахи уважительно называли их «мудрым животным».
есть группа обычаев и поверий, связанных с конем, которые тесно переплетаются с человеческой жизни.когда мальчику исполняется три года, седлают коня, ребенка начинают обучать верховой езде. в день, когда ребенок садится на коня, собираются все люди аула. также есть поверье, что грива и хвост лошадей оберегают от злых духов, бесов и опасностей. существует традиция к колыбели ребенка привязывать волосы из гривы и хвоста лошадей.
ответьте на вопросы:
1. о чём этот текст?
2. почему именно конь занимал особое место в жизни казахов?
3. как отношение к коню отразилось в фольклоре? примеры.
4. какие обычаи и поверья казахов связаны с этим животным?
письмо
3
представьте, что вы собираетесь написать письмо другу, проживающему в другой стране. в письме вы хотите рассказать о традициях и обычаях своего народа. составьте сложный план своего письма