Найдите БСП и разберите их
1. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
2. Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо в
воде.
3. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
4. Буран стих, зато установился сильный мороз.
5. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней,
подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.
6. Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было
свежо.
7. Раздался крик – он бросился бежать.
БСП: глаза у меня потемнело, голова закружилась.
Обоснование: БСП является одной из частных разновидностей переноса эмоциональной окраски. В данном примере автор описывает свое физическое состояние, испытываемое при сильном волнении, которое можно представить в виде того, что перед глазами появляется тьма и начинает кружиться голова.
2. Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо в воде.
БСП: ручейки накануне раздулись, лошади шли по брюхо в воде.
Обоснование: В данном примере автор использует БСП для описания сильной наводненности ручьев, когда вода поднялась до такого уровня, что животные (лошади) вынуждены проходить по ней почти полностью погруженными.
3. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
БСП: птиц не было слышно, они не поют в часы зноя.
Обоснование: В данном примере автор использует БСП для описания особенности поведения птиц в жаркое время суток (часы зноя), когда они перестают петь из-за невыносимой жары.
4. Буран стих, зато установился сильный мороз.
БСП: буран стих, установился сильный мороз.
Обоснование: В данном примере автор использует БСП для описания связанных явлений в природе. Буран – сильный метельный ветер, обычно сопровождающийся понижением температуры. В данном случае автор указывает, что буран закончился, но на его место пришел другой природный феномен – сильный мороз.
5. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.
БСП: изумрудные лягушата прыгают, уж лежит и стережет их.
Обоснование: В данном примере автор использует БСП для создания образного описания природных явлений. Лягушата прыгают вокруг обозревателя, а змея (уж) прячется среди корней деревьев и бережно охраняет их.
6. Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо.
БСП: шел летний дождь, к утру было свежо.
Обоснование: В данном примере автор использует БСП для описания последствий дождя на самочувствие и состояние окружающей среды. После того, как всю ночь шел дождь, к утру воздух стал прохладным и свежим.
7. Раздался крик – он бросился бежать.
БСП: раздался крик, он бросился бежать.
Обоснование: В данном примере автор использует БСП для передачи динамики и быстроты действия. Когда раздался крик, человек мгновенно отреагировал и бросился бежать в направлении звука.