Найдите и отметьте словосочетание.
а) ручей шумит
б) садиться за парту
в) огонь потушен
г) через лес
2. Чем выражается грамматическая связь зависимого слова с главным в словосочетании стоять близко?
а) предлогом и окончанием
б) только по смыслу
в) окончанием
3. Укажите словосочетание со связью согласование.
а) моих друзей
б) крайне неприятно
в) правдивый по натуре
г) увидел берег
4. Укажите словосочетание со связью управление.
а) широкий пояс
б) особенно опасен
в) спрятаться за углом
г) что-то необычное
5. Укажите словосочетание со связью примыкание.
а) поделиться сомнениями
б) в пятом ряду
в) приехать в лес
г) недостаточно прочно
6. Укажите словосочетание, где вид связи определен неверно.
а) сильно испугаться – примыкание
б) красивый закат – согласование
в) разговаривать с другом – управление
г) блестящие вершины – примыкание
7. Укажите словосочетание, где вид связи определен неверно.
а) всякий прохожий - согласование
б) от первого угла – управление
в) всегда на связи – примыкание
г) играет погремушкой – управление
8. В каком из словосочетаний нет ошибки в управлении?
а) отчёт о работе
б) рецензия о книге
в) опираться на фактах
г) отзыв на роман
9. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
Отольются волку овечьи слезки.
10. Замените словосочетание оловянный солдатик, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
11. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?
а) Птицы весело щебечут на ветках..
б) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
в) Бодрый гудок парохода возвестил о прибытии «Ласточки».
г) Вечером распахнул я окно.
12. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?
а) Многие из нас поверили в эти небылицы.
б) Некоторые не хотели участвовать в споре.
в) Эхо разнесло по округе наш тихий разговор.
г) У самой воды стояла скамеечка.
13. Укажите грамматическую основу предложения.
Рыжий кот усердно выводил свою кошачью мелодию.
а) выводил мелодию
б) рыжий кот
в) кот выводил
г) выводил усердно
14. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
а) Остановка быстро заполнялась людьми, желающими уехать за город.
б) Не каждый осмелится противостоять стихии.
в) Учащиеся все темы по предмету.
г) Ей не могло показаться.
15. В каком предложении неверно выделено сказуемое?
а) Остановились бы вы прямо сейчас!
б) Буря мглою небо кроет.
в) Кипуч и шумен горный ручей.
г) Каждый из нас был по-своему прав.
16. Укажите тип сказуемого в данном предложении.
Его нужно было предостеречь от этой ошибки.
а) составное глагольное сказуемое
б глагольное сказуемое
в) сказуемое отсутствует
г) составное именное сказуемое
17. В каком предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом?
а) Остановите автобус здесь.
б) Мне и сейчас не верится.
в) И не надо на меня глаза выкатывать!
г) Позвольте пожать вам руку, коллега.
18. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
а) Брат хотел догнать меня по росту.
б) Я не мог оставаться здесь ни на минуту.
в) Этот разговор был мне интересен.
г) Вы не можете останавливаться на полпути от заветной цели.
19. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
а) Бопре в отечестве своем был парикмахером.
б) Этот важный во будет обсуждаться завтра.
в) Я не скажу правды.
г) Синь неба казалась особенно яркой вдали от города.
20. Какое из несогласованных определений нельзя заменить синонимичным согласованным?
а) платье цвета беж
б) рубашка в полоску
в) шкатулка из дерева
г) ученик первого класса
21. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?
а) Хотелось бы найти виновника этого происшествия.
б) Я хочу быть первым в этом соревновании!
в) Дети упорно продолжали проказничать.
г) Гид по отдыхающих за ним.
22. Какое приложение пишется через дефис?
а) (господин) судья
б) (озеро) Байкал
в) (сторож) старик
г) (юноша) солдат
23. Выпишите из данного предложения приложение.
Повесть «Капитанская дочка» - одно из лучших произведений А.С.Пушкина.
24. Найдите в данном предложении все обстоятельства. Чем они выражены?
Дождь, словно боясь вспугнуть зазевавшихся прохожих, подкрался незаметно, опустился на улицы легкой туманной завесой с неба.
Глагол - это самостоятельная часть речи. Он обозначает действие или состояние. При построении предложений и в потоке речи глагол является незаменимым. Все предложения имеют главные члены. В двусоставных предложениях присутствует подлежащее и сказуемое. Роль сказуемого преимущественно принадлежит глаголу. Нельзя представить некоторые предложения без этой части речи:
⇒Я поехал на метро.
⇒ Я на метро.
Итак, глаголы выполняют такую роль: привносят лексическое значение , являются передатчиками времени , выполняют главную и вс функции.
Важным пунктом также является то, что глагол стал причиной возникновения причастия и деепричастия.
Глагол обозначает действие и поэтому обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека в трудовой, социальной, экономической, научной, общественной деятельности, различные явления природы.
Кроме содержательной насыщенности, глагол обладает высокой эстетической ценностью. Выразительность языка достигается подбором как различных глаголов, так и однокоренных (досказать – высказать – пересказать) .
Сила русского глагола в не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. Оно может длиться долго, может произойти в один момент, может обозначать начало, а может и конец действия.
Таким образом, глаголы обозначают различные действия и задают нашей речи определённый ритм, т. е. делают её выразительной.