Найдите и выпишите предложения с простыми глагольными сказуемами I. в париже рассказывали много анекдотов о том, как чудо- вищно рассеян и необыкновенно доверчив был ампер. так, стоя у доски во время лекции и увлёкшись объяснениями, он иног да вместо носового платка брал влажную тряпку, запачканную мелом.
Почтенный академик верил острякам-студентам, будто они плохо разбирают цифры на доске, и доверчивый учёный писал всё крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр. (по н. шаховской)
ii. великан с гордой осанкой посыпал голову песком, при- плясывал и пел. магеллан решил, что туземец исполняет обряд миролюбия, и послал ему навстречу матроса, велев делать то же самое. так они плясали, обсыпаясь песком, словно карнаваль- ные шуты, причём матрос был по пояс гостю… (по в. травинскому)
|||. о чём бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошади- ном заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведённого казённою палатою, - он показал, что ему не- безызвестны и судейские проделки; было ли суждение о биль- ярдной игре - и в бильярдной игре он не давал промаха; го- ворили ли о добродетели, и о добродетели он рассуждал очень хорошо, даже со слезами на глазах… (н. гоголь)
Объяснение:
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
предложения
абзацы
сложные синтаксические целые;
параграфы
главы.
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
Итак, тематическое единство, последовательность, связность, развернутость, завершенность и пр. признаки текста позволят определить, что рассматриваемый фрагмент письменной речи является текстом.
На свете есть много озер, начиная от больших, заканчивая малыми, но ни одно не может сравниться с живописнейшим Байкалом. Ни о каком другом озере не сказано столько легенд, песен и поэм. В них звучит большая любовь и почитание, подчеркивающее величие присущее Байкалу и выделяющего его из всех озер Земли.
О Байкале есть древняя легенда, будто давно, где ныне хлещут воды озера, начинает свой бег река Ангара - дочка сурового богатыря Байкала, краше которой не было на свете. У Байкала было 336 сыновей, которых он держал в черном теле, заставляя ежедневно трудиться не покладая рук. Они топили снега и ледники, и гнали в огромную котловину. То, что они добывали трудом, проматывала их сестра Ангара. Она тратила богатства на наряды и разные прихоти. Однажды она услышала от странников о юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но старик прочил ей другую судьбу, решив выдать замуж за старого Иркута. Он стал еще строже стеречь дочь, спрятав ее в хрустальный дворец на дне подводного царства.
Ангара долго тосковала и плакала в подводной темнице, просив богов сжалится над ней. Боги приказали ручьям и рекам размыть стены дворца. Девушка вырвалась на волю и бросилась в горы. Проснулся от шума Байкал рассердился и побежал следом. Но ему было не под силу угнаться за дочкой. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. С тех пор так и осталась эта глыба в месте выхода реки из озера и получила название Шаманский камень. Разъяренный старик продолжал бросать вслед беглянке обломки скал. Но чайки каждый раз кричали девушке обернутся. Девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев. Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.
Легенда переплетается с былью в которой 336 сыновей Байкала — это притоки озера, большие и малые реки, собирающие воду с территории площадью примерно равной площади Франции. Ангара — полноводная артерия, неустанно обновляющая озерные воды. Это про нее говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала!»