Вчера мой брат простудился и мама не пустила его в школу. Он заснул и довольно долго и крепко спал, но вдруг он проснулся от звонка в дверь. На пороге стоял Витя, его одноклассник, который зашел проведать своего друга. Брат его впустил, а мама, которая не пошла на работу и осталась дома, напоила мальчика горячим чаем, ведь на улице было холодно. После, в дверь позвонили еще раз, но на этот раз как-то по-особенному продолжительно. И вот, в гостиную вошли еще ребята: Таня и Олег, которые принесли моему брату Коле домашнее задание и рассказали последние события из жизни класса. Вот что значит друзья!
1Начните с объяснения того, что однокоренные словаимеют один и тот же корень. Повторите с детьми правило, что такое корень. Еще раз закрепите навыки нахождения его в слове.2Далее расскажите, что однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Приготовьте задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно - с грамматическими формами. Например:- садовник - сад - садовый(однокоренные слова); - садовник - садовники - садовнику (формы одного и того жеслова).3Обратите внимание школьников на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в другихсловах, которые не будут являться родственными. Покажите им эту ситуацию на примере слов "водитель" и "водяной". Они не будут являться однокоренными. Приготовьте задания, позволяющие отработать навык выявления однокоренных слов из группы, где слова имеют схожий корень.4Расскажите ребятам, что однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Покажите это на примере данной цепочки:- водить - водитель - водительский.Попросите учащихся определить части речи этих слов. Они должны прийти к выводу, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.5Объясните детям образования однокоренных слов. Для этого им необходимо вспомнить и такие части слова, как приставка и суффикс. Попросите ребят при этих морфем образовать однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем "бег". У них должна получиться подобная цепочка слов:- бег - побегать - бегающий - перебежчик и т.д.6Работа учащихся по образованию однокоренных слов важна. Это умение позволяет легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.
- садовник - садовники - садовнику (формы одного и того жеслова).3Обратите внимание школьников на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в другихсловах, которые не будут являться родственными. Покажите им эту ситуацию на примере слов "водитель" и "водяной". Они не будут являться однокоренными. Приготовьте задания, позволяющие отработать навык выявления однокоренных слов из группы, где слова имеют схожий корень.4Расскажите ребятам, что однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Покажите это на примере данной цепочки:- водить - водитель - водительский.Попросите учащихся определить части речи этих слов. Они должны прийти к выводу, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.5Объясните детям образования однокоренных слов. Для этого им необходимо вспомнить и такие части слова, как приставка и суффикс. Попросите ребят при этих морфем образовать однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем "бег". У них должна получиться подобная цепочка слов:- бег - побегать - бегающий - перебежчик и т.д.6Работа учащихся по образованию однокоренных слов важна. Это умение позволяет легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.