Найдите в тексте выразительные средства речи (олицетворение, побудительные предложения, прямая речь и др.).
(1)На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд. (2)Поезд стоит здесь одну минуту. (3)А ягодников тьма. (4) Малины на Урале – бери не переберёшь. (5)В узкую дверь тамбура пытаются влезть штук тридцать ребятишек, и среди них копошится старушонка. (6)Кто – то из ребят хватает её под мышки, пытаясь втащить наверх. (7)Бабка подпрыгивает, взгромождается на подножку, и в это время случается авария. (8)Да что там авария – трагедия!
(9)Берестяной туес, привязанный на груди платком опрокидывается, и из него высыпается малина – вся, до единой ягодки. (10)Бабка оцепенела, схватилась за сердце. (11)Машинист просигналил, и поезд тронулся. (12)Последние ягодники прыгнули на подножку, задевая бабку посудой. (13)Так, с болтающимся на груди туесом, и появилась бабка в вагоне. 14)Потрясение все ещё не сошло с её лица. (15)Сухие, сморщенные губы дрожали, руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы, тоже тряслись. (16) На разъезде в вагон ввалились три рыбака. (17)Они уселись подле бабки и тут же грянули песню. (18)Бабка с досадой косилась на рыбаков. (19)Молодой рыбак крикнул ей: (20) – Подтягивай, бабусь! (21)Бабка с сердцем плюнула, отвернулась и стала смотреть в окно. (22)Один из школьников придвинулся к рыбаку и что-то шепнул ему на ухо. (23) – Ну – ну! – удивился рыбак и повернулся к бабке: (24) –Как же это тебя, бабусь, угораздило?! (25)Экая ты неловкая! (26)И тут бабка не выдержала, подскочила: (27) - Неловкая?! (28)Ты больно ловкий! (29)Я раньше знаешь какая была! (30) Я ране… – она потрясла сухоньким кулачишком и так же внезапно сникла, как и взъерошилась. (31) Рыбак неловко прокашлялся. (32)Его попутчики больше уже не запевали. (33) Тот, что был в шляпе, подумал, хлопнул себя по лбу, вскочил, двинулся по вагону, заглядывая к ребятам в посуду: (34) – А ну, показывай трофеи! (35)Знаете что, ребятки, – хитро, со значением прищурился рыбак, – подвиньтесь-ка ближе, и я вам интересное скажу на ухо. (36) Школьники потянулись к рыбаку. (37) Он что - то пошептал им, подмигивая в сторону бабки, и лица у ребят просияли. (38)Школьники засуетились, заговорили. (39)Из-под лавки был извлечен бабкин туес! (40)Рыбак дал команду: (41)Налетай! (42)Сыпь каждый по горсти! (43)И потекла малина в туес. (44)Бабка протестовала: (45) – Чужого не возьму! (46)Сроду чужим не пользовалась! (47) – Какое же это чужое? (48)Ребята ж эти всё внуки твои. (49)Хорошие ребята. (50)И когда туес наполнили, рыбак поставил его бабке на колени. (51)Она обняла посудину руками и, пошмыгивая носом, всё повторяла: (52) – Да милыя, да родимыя!.. (530Да зачем же это? (54) Да куда мне столько? (55)Да касатики вы мои!. (56)Туес был полон, даже с «копной» (По В.П.Астафьеву).
Привет, Катя! Как твоё настроение, как твои дела, что будем делать в выходные?
- Привет, Света! Ой, не спрашивай! Не могу сделать домашнюю работу по математике, никак не могла сообразить, как мне решать задачу, два часа сидела, ничего не выходит.
- Давай я тебе я уже всё решила и у меня есть как раз свободное время!
- Ах, как хорошо, Света, что ты мне я просто была невнимательна на уроке, а тебе ничего не нужно?
- Катя, я не могу сделать перевод по немецкому языку мне?
- Вот смотри, как надо делать , смотришь в словаре, потом в учебнике, и всё получится.
- Да, всё и на самом деле получилось, хороший перевод я написала.
- Так и будем делать, я тебе а ты мне. За добро надо платить добром.
- До свидания, Катя!
- До встречи, Света!