Горе от ума» - реалистическое произведение, где А.С.Грибоедов дает картину жизни крепостной Москвы девятнадцатого века. Содержание комедии раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни – «века нынешнего» и «века минувшего». Оно (столкновение) было выражением борьбы двух политических лагерей – лагеря феодальной реакции, защитников крепостной старины в лице Фамусова, и лагеря передовой дворянской молодёжи, облик которой воплощен Грибоедовым в Чацком. Мир фамусовых состоит не только из крепостников-тузов типа Фамусова и Скалозуба, но и из прислуживающих им, подхалимствующих чиновников – молчалиных. Если Фамусов и Чацкий – люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий – ровесники. Тем резче контраст между ними. Они противостоят друг другу , и это противостояние проявляется как в любовном, так и в общественном конфликтах. Молчалин – убежденный консерватор, поэтому диалог и взаимопонимание между ним и Чацким невозможны, а конфликт неизбежен – их жизненные идеалы и поведение в обществе абсолютно противоположны. Молчалин беден и безроден, но он поставил перед собой цель достичь «степень известных». И если бы, не Фамусов, пришлось бы Молчалину «коптеть в Твери», то есть служить с минимальным жалованием и почти без всякой возможности продвинуться. Однако Молчалин знает, как ему надо себя вести: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину, где доведется жить, Начальству, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Как у Скалозуба, у Молчалина «чтоб чины добыть, есть многие каналы». За несколько лет, проведенных в Москве, он успел сделать неплохую карьеру. Но главное – сумел наладить нужные связи и приобрести полезные знакомства. В отличие от Чацкого, Молчалин вписывается в фамусовское общество. Это «маленький Фамусов», ведь у него много общего с московским «тузом». Например, отношение Молчалина к службе – чисто «фамусовское» : он хотел бы и «награжденья брать, и весело пожить». Молчалин считает зависимость «от других» основным законом жизни. Чацкий же не может понять, «зачем же мнения чужие только святы».Общественное мнение для Молчалина свято : «Ах! злые языки страшнее пистолета». Чацкий же происходит из благородной семьи. Он потомственный дворянин и получил хорошее образование. Чацкий имеет богатый жизненный опыт, он много путешествовал, жил как в деревне, так и за границей. Чацкий называет «нынешний век» веком просвещения и всячески восхваляет тягу к знаниям, наукам и искусствам «высоким и прекрасным». Чацкий не требует «ни мест, ни продвижения в чин». Он готов служить по велению долга, «служить делу» : «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
нынешнего» и «века минувшего». Оно (столкновение) было выражением борьбы двух политических лагерей – лагеря феодальной реакции, защитников крепостной старины в лице Фамусова, и лагеря передовой дворянской молодёжи, облик которой воплощен
Грибоедовым в Чацком.
Мир фамусовых состоит не только из крепостников-тузов типа Фамусова и Скалозуба, но и из прислуживающих им, подхалимствующих чиновников – молчалиных. Если Фамусов и Чацкий – люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий – ровесники. Тем резче контраст между ними. Они противостоят друг другу , и это противостояние проявляется как в любовном, так и в общественном конфликтах. Молчалин – убежденный консерватор, поэтому диалог и взаимопонимание между ним и Чацким невозможны, а конфликт неизбежен – их жизненные идеалы и поведение в обществе абсолютно противоположны.
Молчалин беден и безроден, но он поставил перед собой цель достичь «степень известных». И если бы, не Фамусов, пришлось бы Молчалину «коптеть в Твери», то есть служить с минимальным жалованием и почти без всякой возможности продвинуться. Однако Молчалин знает, как ему надо себя вести:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальству, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Как у Скалозуба, у Молчалина «чтоб чины добыть, есть многие каналы». За несколько лет, проведенных в Москве, он успел сделать неплохую карьеру. Но главное – сумел наладить нужные связи и приобрести полезные знакомства. В отличие от
Чацкого, Молчалин вписывается в фамусовское общество. Это «маленький Фамусов», ведь у него много общего с московским «тузом». Например, отношение Молчалина к службе – чисто «фамусовское» : он хотел бы и «награжденья брать, и весело
пожить». Молчалин считает зависимость «от других» основным законом жизни. Чацкий же не может понять, «зачем же мнения чужие только святы».Общественное мнение для Молчалина свято : «Ах! злые языки страшнее пистолета».
Чацкий же происходит из благородной семьи. Он потомственный дворянин и получил хорошее образование. Чацкий имеет богатый жизненный опыт, он много путешествовал, жил как в деревне, так и за границей. Чацкий называет «нынешний век» веком просвещения и всячески восхваляет тягу к знаниям, наукам и искусствам «высоким и прекрасным». Чацкий не требует «ни мест, ни продвижения в чин». Он готов служить по велению долга, «служить делу» : «Служить бы рад, прислуживаться тошно».