Nbsp; иван ефремов
(1)первые рассказы неизвестного тогда автора – геолога и палеонтолога ивана ефремова – (можно поставить запятые вместо тире) были опубликованы незадолго до окончания войны, в сорок четвёртом.
(2)в жизни ефремова было многое: странствия, война, работа, впечатления, размышления. (3)к двадцати он отрыл кладбище древних земноводных на далёком севере, в тридцать стал доктором биологических наук. (4)ефремов – создатель тафономии*, или науки о том, где и как искать останки ископаемых животных. (5)однако известен он как писатель-фантаст.
(6)фантастика, как правило, повествует о мечтах и надеждах. (7)не каждый даже в мечтах увидеть мир по-новому. (8)ефремов обладал даром заглянуть в далёкое будущее. (9)ведь фантастика, отзываясь на мечты и надежды, опережает своё время, а ефремов опережал и фантастику. (10)роман о космическом будущем человечества, например, он создал до того, как весь мир взбудоражил первый спутник.
(11)«туманность андромеды» — книга о романтике, о дружественных внеземных цивилизациях, о подробностях жизни через тысячелетия.
(по в. солоухину, 139 слов)
1.укажите стиль речи, к которому принадлежит данный текст.
2. из предложений 1 – 5 выпишите слово (слова) с орфограммой «н и нн в суффиксах страдательных причастий времени».
3. из предложений 3 – 5 выпишите слово, правописание суффикса в котором зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное слово.
4. укажите, какой частью речи является слово однако из предложения № 5.
5. среди предложений 1 – 5 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. напишите номер этого предложения.
6. из предложения 5 – 7 выпишите составное глагольное сказуемое.
7. из предложений 6 – 11 выпишите вводные конструкции.
8. замените авторское слово «странствия» из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. напишите этот синоним.
9. выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 10.
10. среди предложений 1 – 3 найдите предложение с обособленным приложением. напишите номер этого предложения.
Сразу после уроков я пошёл в библиотеку. Перед моим взором открылся, казалось бы, совершенно обычный читательской зал, наполненный атмосферой уюта и тепла. сегодня тут было тихо и спокойно. Немного посетителей здесь в этот час. Подводя к каталогу, я оглянулся по сторонам. За дальним столом мужчина читал какую-то большую книгу с пожелтевшими страницами. Возле окна сидела женщина, подперев голову руками.
Выписав названия книг, я перевел взгляд на высокие книжные стеллажи. Мои глаза мгновенно разбежались в такой ситуации мне мог только библиотекарь. Спросив у библиотекаря о нужной мне книге, я замер в ожидании. Уже через пару минут, удовлетворено улыбаясь, я начал шуршать страницами. Какой же приятный и знакомый раздался звук. Ероша волосы и внимательно изучая статью, я принялся за увлекательную работу. Выписывая цитаты, я, действительно, проникся содержанием текста.
Составив план для ответа на уроке, я, счастливый вышел из невысокого здания и переполненный впечатлениями, побрел домой.
Причастные обороты
**определяемое слово ×
действительное причастие – Д
страдательное причастие – С
1. Море производит глубокое впечАтление на всякого человека×,
/видЯЩего (Д) его впервые/.
2. Как разнообразен и красив мир звуков×, /окружаЮЩих (Д) нас/.
3. Калиныч прИвёл нас в избушку×, /увешАнную (С) пучками сухих душистых трав/.
4. Соловей×, /некоторое время пробовАвший (Д) свой голос/, защёлкал и расСыпался трелью.
5. Я остАновился перед деревяННым домиком×, /стоявшИм (Д) на высоком берегу реки/.
6. СеребряНые кусты× дикой маслины, /окружённые (С) кипящИм (Д) воздухом/, дрожали над пропастью.
7. Впереди можно было разглЯдеть силуэт× человека, /едва видИмый (С) сквозь туман/.
8. /СтроЯЩееся (Д) на берегу реки/ здание× скоро станет нашим новым клубом.
9. Золотые звёзды×, /расСыпАнные (С) по темнеЮщему (Д) небу/, дым× из труб, /стелЮЩийся (Д) над селом/, – всё было мило моему сердцу.
__
**Определяемые слова указать ×
Обозначить границы причастных оборотов и подчеркнуть ПО непрерывно //