1) Полчаса для занятого человека – (2) тоже время, (3) и я решил воспользоваться мягким креслом, (4) чтобы просмотреть прихваченную с собой брошюру.(1)
Повествовательное, невосклицательное, поэтому в коце ставим точку.
1. Точка в конце повествовательного и невосклицательного предложения.
2. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженные существительными: полчаса (подлежащее) – время (сказуемое).
3. Запятая между сложными предложениями, с двумя грамматическими основами: 1) полчаса – время; 2) я (подлежащее) решил воспользоваться (сказуемое).
4. Запятая между главным и придаточным изъяснительным предложениями, связанными союзом чтобы.
Схема [-- - =], и [-- = , (чтобы =)].
2) Предварительно я осведомился: (2) "Кто последний?(3)"(4), (5) замыкавший очередь надменный толстяк признал это с большой неохотой, (6) очевидно, (7) он считал себя крайним. (1)
Повествовательное, невосклицательное, поэтому в коце ставим точку.
1. Точка в конце повествовательного и невосклицательного предложения.
2. Двоеточие – прямая речь.
3. Вопросительный знак ставится в конце вопроса прямой речи.
4. Кавычки – начало и конец прямой речи.
5. Запятая между сложными предложениями с двумя грамматическими основами: я (подлежащее) осведомился (сказуемое); толстяк (подлежащее) признал (сказуемое).
6. и 7. – запятыми выделено вводное слово очевидно.
Однажды, гуляя по лесу, один человек нашел орленка. Он взял его домой и оставил жить в сарае, приучив есть корм для цыплят и вести себя так же, как они. В один из дней к хозяину пришел натуралист, который хотел узнать, как орел, царь птиц, может жить в сарае вместе с цыплятами. «Я кормил его тем же, чем и цыплят, и приучил его быть цыпленком, он никогда не научится летать, — объяснил хозяин. — Он перестал быть орлом и ведет себя, как настоящий цыпленок». «Тем не менее, — настаивал натуралист, — у него сердце орла, и он может научиться летать». Осторожно взяв орленка на руки, он сказал: «Ты создан для неба, а не для земли. Расправь свои крылья и лети». Орленок, однако, был смущен; он не знал, кто он, и, посмотрев на цыплят, клюющих свой корм, спрыгнул вниз, чтобы снова присоединиться к ним. На следующий день натуралист взял орла на руки и поднялся с ним на крышу дома. «Ты орел, — снова убеждал он его. — Расправь крылья и лети». Но орленок был напуган своим неизвестным Я и новым миром, простиравшимся перед ним, поэтому он снова спрыгнул вниз и отправился к цыплятам. На третий день рано утром натуралист принес орла на высокую гору. Он встал лицом к солнцу, поднял царя птиц высоко над собой и, подбадривая его, сказал: «Ты орел. Ты создан для неба. Расправь свои крылья и лети». Орел посмотрел вокруг. До сих пор он никогда не летал. И вдруг случилось то, чего так долго ждал от него натуралист: орел стал медленно расправлять крылья и, издав торжествующий крик, он наконец воспарил под облака и улетел. Возможно, орел до сих пор с грустью вспоминает цыплят и даже иногда навещает свой сарай. Но каждому ясно, что он никогда не вернется к прежней жизни. Он был орлом, хотя его содержали и воспитывали, как цыпленка.
Пунктационный разбор предложений:
1) Полчаса для занятого человека – (2) тоже время, (3) и я решил воспользоваться мягким креслом, (4) чтобы просмотреть прихваченную с собой брошюру.(1)
Повествовательное, невосклицательное, поэтому в коце ставим точку.
1. Точка в конце повествовательного и невосклицательного предложения.
2. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженные существительными: полчаса (подлежащее) – время (сказуемое).
3. Запятая между сложными предложениями, с двумя грамматическими основами: 1) полчаса – время; 2) я (подлежащее) решил воспользоваться (сказуемое).
4. Запятая между главным и придаточным изъяснительным предложениями, связанными союзом чтобы.
Схема [-- - =], и [-- = , (чтобы =)].
2) Предварительно я осведомился: (2) "Кто последний?(3)"(4), (5) замыкавший очередь надменный толстяк признал это с большой неохотой, (6) очевидно, (7) он считал себя крайним. (1)
Повествовательное, невосклицательное, поэтому в коце ставим точку.
1. Точка в конце повествовательного и невосклицательного предложения.
2. Двоеточие – прямая речь.
3. Вопросительный знак ставится в конце вопроса прямой речи.
4. Кавычки – начало и конец прямой речи.
5. Запятая между сложными предложениями с двумя грамматическими основами: я (подлежащее) осведомился (сказуемое); толстяк (подлежащее) признал (сказуемое).
6. и 7. – запятыми выделено вводное слово очевидно.
Схема: [--=: «..?»],[-- =, очевидно, -- = ].
Однажды, гуляя по лесу, один человек нашел орленка. Он взял его домой и оставил жить в сарае, приучив есть корм для цыплят и вести себя так же, как они.
В один из дней к хозяину пришел натуралист, который хотел узнать, как орел, царь птиц, может жить в сарае вместе с цыплятами.
«Я кормил его тем же, чем и цыплят, и приучил его быть цыпленком, он никогда не научится летать, — объяснил хозяин. — Он перестал быть орлом и ведет себя, как настоящий цыпленок».
«Тем не менее, — настаивал натуралист, — у него сердце орла, и он может научиться летать».
Осторожно взяв орленка на руки, он сказал: «Ты создан для неба, а не для земли. Расправь свои крылья и лети».
Орленок, однако, был смущен; он не знал, кто он, и, посмотрев на цыплят, клюющих свой корм, спрыгнул вниз, чтобы снова присоединиться к ним.
На следующий день натуралист взял орла на руки и поднялся с ним на крышу дома. «Ты орел, — снова убеждал он его. — Расправь крылья и лети». Но орленок был напуган своим неизвестным Я и новым миром, простиравшимся перед ним, поэтому он снова спрыгнул вниз и отправился к цыплятам.
На третий день рано утром натуралист принес орла на высокую гору. Он встал лицом к солнцу, поднял царя птиц высоко над собой и, подбадривая его, сказал: «Ты орел. Ты создан для неба. Расправь свои крылья и лети».
Орел посмотрел вокруг. До сих пор он никогда не летал. И вдруг случилось то, чего так долго ждал от него натуралист: орел стал медленно расправлять крылья и, издав торжествующий крик, он наконец воспарил под облака и улетел.
Возможно, орел до сих пор с грустью вспоминает цыплят и даже иногда навещает свой сарай. Но каждому ясно, что он никогда не вернется к прежней жизни. Он был орлом, хотя его содержали и воспитывали, как цыпленка.