1. Определение вида предложений и составление схем:
1) Солнце светило, но оно не грело.
Вид предложения: Простое
Схема: с+сс
2) Впервые я услышал, как шелестит лист поздней осенью с дерева.
Вид предложения: Простое
Схема: сс+сс
3) Должно быть, каждый из нас подумал о лесных ручьях, которые бегут под буреломом.
Вид предложения: Простое
Схема: су+с
4) Под дымной пеленою ладана трепещущий огонь свечей казался тусклым и красным, богомольцы теснились вокруг сырых столбов.
Вид предложения: Сложносочиненное
Схема: ссу+сс
5) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.
Вид предложения: Простое
Схема: с+сс
6) Слышно было, как мать звенела стаканами, разливая чай.
Вид предложения: Простое
Схема: сс+сс
7) До дома было ещё далеко, зато лес уже кончился.
Вид предложения: Простое
Схема: сс+сс
8) Я прежде всего должен высказать, то в чем до сих пор не решался сознаться самому себе.
Вид предложения: Простое
Схема: сс+сс
9) Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как шумит море.
Вид предложения: Сложносочиненное
Схема: су+су
10) Или я поступаю в институт, или надо будет уехать домой.
Вид предложения: Сложносочиненное
Схема: су+су
2. Определение неверного утверждения:
а. Простые предложения объединяются в сложное только по смыслу.
б. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
неверно: в. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.
3. Предложение с пунктуационной ошибкой:
а. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.
б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
неверно: в. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.
1. В слове прИбывший верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Объяснение: Ударение падает на первый слог в данном слове, поэтому буква "и" является ударной гласной.
2. Во втором ряду (3) зам...реть, прор...щивать, ум...лять верно пропущена чередующаяся гласная в корне. Объяснение: Во всех словах корень имеет гласные "а", "о" и "у" чередующимися, что подтверждает правильность написания.
3. В третьем предложении (3) КАКОЙЖЕ русский НЕЛЮБИТ быстрой езды! оба выделенных слова пишутся слитно. Объяснение: Слова "какой" и "же" в данном предложении образуют отрицательное словосочетание и пишутся слитно.
4. В первом предложении (1) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья содержит составное глагольное сказуемое. Объяснение: Сказуемое в данном предложении состоит из двух глаголов "начинало ронять" и образует составное сказуемое.
5. В четвёртом предложении (4) Установилась безветренная погода на месте пропуска пишется одна буква Н. Объяснение: Форма прилагательного "безветренная" требует написания одной буквы Н, чтобы сохранить сочетание "нн".
6. В третьем варианте ответа (3) Мост через речку в этом году непостроен со словом пишется слитно. Объяснение: В данном предложении отрицательная частица "не" связывается с глаголом "построен" и записывается слитно.
7. Во втором ряду (2) где (либо), (русско)английский, (юго)западный требуется дефисное написание. Объяснение: В данных словосочетаниях присутствует сочетание имён прилагательных и существительных, которые пишутся через дефис.
8. Во втором предложении (2) Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества надо поставить тире между подлежащим и сказуемым. Объяснение: Тире ставится для выделения поясняющего или разъясняющего члена предложения.
9. В четвёртом предложении (4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия нужно поставить одну запятую. Объяснение: Запятые ставятся для разделения однородных членов предложения.
10. В третьем словосочетании (3) сплетались на небосводе выделенное слово "сплетались" является главным. Объяснение: Данное слово представляет собой глагол, выражающий действие, и является главным в данном словосочетании.
11. Говоря о богатстве языка, требуются конкретные примеры. Объяснение: Правильное продолжение предложения должно связываться с предыдущим контекстом и завершать его смысловую цепочку.
12. Словосочетаний со связью согласование в предложении 5: 5. Объяснение: В данном предложении присутствуют следующие словосочетания со связью согласование: "мокрый ветер", "темная вода", "бревенчатых стенах", "медный самовар-инвалид" и "березовой ветки".
1) Солнце светило, но оно не грело.
Вид предложения: Простое
Схема: с+сс
2) Впервые я услышал, как шелестит лист поздней осенью с дерева.
Вид предложения: Простое
Схема: сс+сс
3) Должно быть, каждый из нас подумал о лесных ручьях, которые бегут под буреломом.
Вид предложения: Простое
Схема: су+с
4) Под дымной пеленою ладана трепещущий огонь свечей казался тусклым и красным, богомольцы теснились вокруг сырых столбов.
Вид предложения: Сложносочиненное
Схема: ссу+сс
5) Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.
Вид предложения: Простое
Схема: с+сс
6) Слышно было, как мать звенела стаканами, разливая чай.
Вид предложения: Простое
Схема: сс+сс
7) До дома было ещё далеко, зато лес уже кончился.
Вид предложения: Простое
Схема: сс+сс
8) Я прежде всего должен высказать, то в чем до сих пор не решался сознаться самому себе.
Вид предложения: Простое
Схема: сс+сс
9) Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как шумит море.
Вид предложения: Сложносочиненное
Схема: су+су
10) Или я поступаю в институт, или надо будет уехать домой.
Вид предложения: Сложносочиненное
Схема: су+су
2. Определение неверного утверждения:
а. Простые предложения объединяются в сложное только по смыслу.
б. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
неверно: в. Союзные сложные предложения бывают сложносочиненными и сложноподчиненными.
3. Предложение с пунктуационной ошибкой:
а. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.
б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
неверно: в. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.
2. Во втором ряду (3) зам...реть, прор...щивать, ум...лять верно пропущена чередующаяся гласная в корне. Объяснение: Во всех словах корень имеет гласные "а", "о" и "у" чередующимися, что подтверждает правильность написания.
3. В третьем предложении (3) КАКОЙЖЕ русский НЕЛЮБИТ быстрой езды! оба выделенных слова пишутся слитно. Объяснение: Слова "какой" и "же" в данном предложении образуют отрицательное словосочетание и пишутся слитно.
4. В первом предложении (1) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья содержит составное глагольное сказуемое. Объяснение: Сказуемое в данном предложении состоит из двух глаголов "начинало ронять" и образует составное сказуемое.
5. В четвёртом предложении (4) Установилась безветренная погода на месте пропуска пишется одна буква Н. Объяснение: Форма прилагательного "безветренная" требует написания одной буквы Н, чтобы сохранить сочетание "нн".
6. В третьем варианте ответа (3) Мост через речку в этом году непостроен со словом пишется слитно. Объяснение: В данном предложении отрицательная частица "не" связывается с глаголом "построен" и записывается слитно.
7. Во втором ряду (2) где (либо), (русско)английский, (юго)западный требуется дефисное написание. Объяснение: В данных словосочетаниях присутствует сочетание имён прилагательных и существительных, которые пишутся через дефис.
8. Во втором предложении (2) Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества надо поставить тире между подлежащим и сказуемым. Объяснение: Тире ставится для выделения поясняющего или разъясняющего члена предложения.
9. В четвёртом предложении (4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия нужно поставить одну запятую. Объяснение: Запятые ставятся для разделения однородных членов предложения.
10. В третьем словосочетании (3) сплетались на небосводе выделенное слово "сплетались" является главным. Объяснение: Данное слово представляет собой глагол, выражающий действие, и является главным в данном словосочетании.
11. Говоря о богатстве языка, требуются конкретные примеры. Объяснение: Правильное продолжение предложения должно связываться с предыдущим контекстом и завершать его смысловую цепочку.
12. Словосочетаний со связью согласование в предложении 5: 5. Объяснение: В данном предложении присутствуют следующие словосочетания со связью согласование: "мокрый ветер", "темная вода", "бревенчатых стенах", "медный самовар-инвалид" и "березовой ветки".
13. Замените словосочетание березовой ветки (предложение 13) сочинительной связи управление. Получившееся словосочетание: ветка березы.
14. Грамматическая основа предложения 18: Фунтик благодарил ск