Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник». В открытом море он наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг… В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе…
И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…
Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были насыщены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, которые обрушивались на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость…
Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия - от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на корабле. Какой могучей силой должна обладать музыка оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство.
Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.
Все музыканты судового оркестра «Титаника» играли до последнего момента и погибли в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года...
Текст 2
Вскоре после полуночи, когда айсберг пропорол правый борт «Титаника», Уоллес Хартли собрал всех музыкантов в просторном зале Первого класса. Они надели жилеты и вначале робко, а затем все громче и неистовей заиграли жизнерадостный регтайм, отгоняя своим исполнением страх и тревогу мечущихся по судну людей. Музыка снимала напряжение, давала призрачное успокоение. Когда вода затопила салон первого класса, оркестр перешел на шлюпочную палубу, где было наибольшее скопление пассажиров, и продолжил играть у входа на парадную лестницу. Музыка вселяла надежду на .
Это была игра со смертью. Регтайм звучал как реквием. От места гибели «Титаника» отплывали шлюпки. Находившиеся в них люди еще долго слышали доносившуюся музыку. Понимая приближение смерти, Уоллес Хартли, руководитель оркестра, постучав смычком по своей скрипке, дал знак музыкантам, звуки регтайма стихли и на затопленной палубе зазвучала мелодия, о которой маэстро всегда говорил, что ее надо играть на собственных похоронах. Один из пассажиров видел, как троих из музыкантов смыло водой, оставшиеся пятеро держались за перила, после чего Хартли воскликнул: «Господа, я прощаюсь с вами!»
пассажир, спустя много лет вспоминая последнюю, трагическую ночь «Титаника», писал: «В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы».
Задание:
1. Озаглавьте оба текста словосочетанием или предложением, взятым из этих текстов.
2. Определите тему обоих текстов.
3. Определите цель текстов.
4. Определите целевую аудиторию текстов.
5. Определите стили текстов.
6. Приведите 2 доказательства стиля.
7. Определите жанр текстов.
«Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми времен» - считал Рене Декарт.
Любимому книжному герою хочется подражать, хорошую книгу перечитываешь по нескольку раз, ищешь в ней ответы на сложные вопросы. Когда читаешь, обязательно отмечаешь про себя: «Как верно!», «Как красиво!», «Вот, оказывается, что может произойти…». Обычно, при чтении, невольно «примеряешь» на себя роль полюбившегося героя, сравниваешь себя с ним.
Большое впечатление на меня произвела книга Елены Ильиной «Четвертая высота». Главная героиня повести Гуля Королева прожила короткую, но яркую жизнь. Еще в детстве эта девочка отличалась большой целеустремленностью: она ставила перед собой определенные задачи, а потом, упорным трудом, достигала их. Эти цели она называла высотами. В детстве и юности Гуля преодолела три важных для себя высоты.
После гибели мужа, она ушла на фронт, по зову сердца, ради будущего своего сына. Ценой собственной жизни, ей удалось взять последнюю четвертую высоту – холм у небольшого городка, за который Гуля сражалась вместе со своим полком.
Меня поразило умение этой девочки ставить перед собой серьезные и трудные цели, и, во что бы то ни стало, достигать их. Самая главна высота стоила ей жизни, но она проявила неженский героизм и мужество.
Как многому может научить хорошая и добрая книга. Ведь книги знают больше самого образованного человека. Кроме того, они ничего не могут забыть или перепутать.
Книге можно задавать любые вопросы и получать на них мудрые ответы.
Хотя кто-то может сказать, что сейчас на смену книгам пришли художественные фильмы, и можно предпочесть чтению их просмотр. Но между ними есть большая разница: фильм обращается к глазам зрителя, часто используя современные спецэффекты, а книга, по-прежнему, обращена к нашим чувствам, к нашему сердцу.
Книга – друг щедрый. Чем больше времени отдаешь чтению, тем больше получаешь взамен.